Elsie (elsie_by) wrote,
Elsie
elsie_by

Categories:

О влиянии авторитетов и человеческой природе


Еще в период обучения в «Шанинке» у нас, помнится мне, целый курс был посвящен этическим проблемам в т.н. «помогающих профессиях», к которым, в частности, относятся и медицина с психологией. И, понятное дело, бОльшая часть этих самых этических проблем касалась сферы исследований. В частности, различных «опытов». В том числе и на людях, да.

Так вот, одним из самых обсуждаемых и неоднозначных экспериментов, о который сломали кучу копий и которым как восхищались, так и поносили, был, наверное, эсперимент С. Милграма.

 

Для тех, кто не знает – обрисую суть.

***

Два человека приходят в психологическую лабораторию Йельского университета, чтобы принять участие в эксперименте, посвященном, как им сказали, процессу обучения и памяти. Бесстрастный ученый в сером рабочем халате объясняет, что испытываются новаторские исследования эффекта наказания при обучении. Для эксперимента требуется, чтобы один из испытуемых обучил другого списку пар слов и наказывал за ошибки, нанося удары электрическим током возрастающей интенсивности. Чтобы распределить роли, они тянут из шляпы полоски бумаги. Один из участников, 47-летний бухгалтер с манерами, выдающими мягкий характер, является «подсадным». Он притворяется, что на его полоске написано «ученик», и следует в соседнюю комнату. «Учителю» (доброволец, пришедший по объявлению в газете, и, собственно, как вы уже наверняка догадались, реальный «подопытный кролик») дают для примера несильный удар током, а затем он видит, как экспериментатор привязывает «ученика» к креслу и закрепляет электрод у него на запястье.

После этого «учитель» и экспериментатор возвращаются в главную комнату, где «учитель» занимает свое место перед «генератором тока» с переключателями в диапазоне от 15 до 450 вольт с шагом в 15 вольт. Переключатели помечены: «слабый удар», «очень чувствительный удар», «опасно: мощнейший удар» и т. д. На отметках в 435 и 450 вольт стоит «XXX» (это означает смертельную опасность, что и объясняется «кролику»). Экспериментатор приказывает «учителю» переключать генератор на одну ступеньку выше всякий раз, когда «ученик» дает неверный ответ. При каждом переключении вспыхивает лампочка, щелкает реле и звучит зуммер.
Если испытуемый уступает требованиям экспериментатора, он слышит, как «ученик» стонет на 75, 90 и 105 вольтах. При 120 вольтах «ученик» кричит, что ему больно. А при 150 вольтах он взывает: «Экспериментатор, выпустите меня отсюда! Я больше не хочу участвовать в эксперименте! Я отказываюсь продолжать!» При 270 вольтах его протесты превращаются в агонизирующий крик, и он продолжает настаивать, чтобы его выпустили. При 300 и 315 вольтах он кричит, что отказывается отвечать. После 330 вольт он замолкает. В ответ на просьбы или предложения «учителя» (если таковые поступают) прервать процедуру экспериментатор спокойным тоном замечает, что отсутствие ответа должно расцениваться как неверный ответ. Чтобы вынудить испытуемого продолжать, он использует четыре фразы.

• Фраза 1: «Пожалуйста, продолжайте» (или «Пожалуйста, дальше»).

• Фраза 2: «Условия эксперимента требуют, чтобы вы продолжали».

• Фраза 3: «Чрезвычайно важно, чтобы вы продолжали».

• Фраза 4: «У вас нет другого выбора; вы должны продолжать».

Как бы далеко ВЫ зашли?

Милграм описывал эксперимент 110 разным людям: психиатрам, студентам и представителям среднего класса. Во всех трех группах опрашиваемые предположили, что они подчинялись бы примерно до 135 вольт; ни один не собирался зайти за 300 вольт. Учитывая, что из-за влияния самооценки возможны отклонения, Милграм спрашивал также, как далеко, по их мнению, могут зайти другие, те, кто не знает сути опыта. Практически никто не ожидал, что хоть кто-то дойдет до отметки силы удара «XXX» (психиатры предполагали, что примерно один из тысячи).
НО! Когда Милграм проводил эксперимент с людьми разных профессий (в их числе, например, были священники и учителя, то есть люди, в которых априори должно быть, простите, до фига гуманизма) в возрасте от 20 до 50 лет — 63% из них дошли до полных 450 (!) вольт – которые, будь они даны на самом деле, могли просто убить «испытуемого»! Фактически происходило следующее: все, кто достигал 450 вольт, подчинялись команде «продолжать» до тех пор, пока после двух ударов максимальной мощности их не останавливал экспериментатор.

Получив эти неожиданно обескураживающие результаты, Милграм в дальнейшем немного изменил ход эксперимента, чтобы сделать протесты «ученика» еще более убедительными. Когда того привязывали к креслу, «учитель» мог слышать, как он жалуется на «слабое сердце», а экспериментатор отвечает: «Хотя удар может быть болезненным, он не причинит необратимого повреждения тканей». Страдальческие протесты «ученика», впрочем, принесли мало пользы; из всех новых участников этого эксперимента 65% полностью уступили требованиям экспериментатора, дойдя до конца…

«Если бы в Соединенных Штатах была создана система лагерей смерти по образцу нацистской Германии, подходящий персонал для них можно было бы набрать в любом американском городе средней величины».

Стенли Милграм — передаче Си-Би-Эс «Шестьдесят минут», 1979

***

 

Подобные методы исследований могут приниматься или осуждаться. Как писали об этом нашумевшем эксперименте в «Нью-Йорк Таймс», «жестокость, проявленная к участникам, уступала разве что только жестокости, вырывающейся из них». И сложно представить, что чувствовали испытуемые, когда в конце им самым дружеским тоном объясняли истинную суть действа, в котором они принимали самое непосредственное участие.

Но сейчас я не об этом. А о том, что шокирующие результаты именно этого эксперимента действительно имеют огромное значение. Во всяком случае, они в состоянии объяснить жестокость, которую проявляют не отморозки или клинические садисты, место которым либо в тюрьме, либо в психушке, а вполне нормальные, обыкновенные люди, сплошь и рядом.

И по отношению к животным (тот же конный спорт, в котором подобное встречается сплошь и рядом; использование ЭШО для «любимых» собак и т.п. милые развлечения), и по отношению к другим людям, да что там – даже по отношению к собственным детям. Оправдывая это тем, что кто-то значимый и «компетентный» в свое время убедил их, что ТАК – ПРАВИЛЬНО и НОРМАЛЬНО...

Не повод ли задуматься в следующий раз, намереваясь следовать рекомендациям авторитетных личностей?
Tags: жестокость, люди, мир вокруг нас
Subscribe

  • Истории Аякса и Тори

    Яшич и окружающие Реакции на Яшича со стороны окружающих бывают любопытными. :-) Часто говорят, что «красивый» или «милый», но это не странно, он…

  • ***

    У нас что ни факт – то фарс, предательство и подлог. Но каждый, конечно, честен, смешлив и чист. С тобой говорит Декарт, со мной – Набоков и Блок.…

  • Просто разные фото

    Которые накопились. Конюшенный кот Симба. Конюшенный пёс по имени Пёс и лошадки. Симпатишное жеребусько. С кучерявым хвостиком.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments