Elsie (elsie_by) wrote,
Elsie
elsie_by

Categories:

Животное в доме и социальное и эмоциональное развитие школьников

Животное в доме и социальное и эмоциональное развитие школьников. Vlasta Vizek Vidovic, Vesna Vlahovic Stetic и Denis Bratko. Опубликовано в Anthrozoos, т. 12, No. 4, 1999, стр. 211-217.

Факультет психологии, Университет Загреба, Хорватия.

Краткое содержание

Настоящее исследование было проведено для того, чтобы сравнить социо-эмоциональные характеристики школьников – владельцев животных и школьников, у которых нет животных, и изучить, влияет ли вид животного на развитие владельца.

В исследовании участвовали 425 девочек и 401 мальчиков, ученики 4-го (265), 6-го (295) и 8-го (266) классов средней школы из Загреба, Хорватия.

Исследовались такие черты, как:
• привязанность ребенка к животному,
• просоциальная ориентация ребенка,
• эмпатия,
• одиночество,
• восприятие психологического климата в семье,
• тревожность.

54.4% детей были владельцами животных (26.2% - собак, 9.2% - кошек, а 19.0% - других животных).

Значительная взаимосвязь наблюдалась между эмпатией, просоциальной ориентацией и привязанностью к животному, причем владельцы собак – более эмпатичны и просоциально ориентированы, чем те, у кого собак нет, а владельцы собак и кошек более привязаны к своим животным, чем владельцы других животных.

Дополнительно анализировалась роль привязанности к животным в социо-эмоциональном развитии детей.

Детей разделили на три подгруппы: без животных, владельцы животных, не очень привязанные к питомцам (показатель ниже среднего), и владельцы, очень привязанные к животным. Чем больше дети были привязаны к животным, тем более выраженной была эмпатия и просоциальное поведение, в отличие от двух других подгрупп.

Также дети, привязанные к своим животным, отмечали, что психологический климат в их семье значительно лучше, чем дети из двух других подгрупп.

Введение

Роль животных, особенно домашних любимцев, уже являлась предметом интереса научных исследований. Теории и модели развития ребенка концентрируются на различных аспектах развития и переменных, которые на него влияют. Концептуальной рамкой для нашего исследования явилась экологическая модель Bronfenbrenner'а (1979, 1986). Ребенок и социальное окружение влияют друг на друга транзакционным (двунаправленным) образом. В модели Bronfenbrenner'а, экологическая система рассматривается как серия концентрических, взаимосвязанных слоев контекста. В центре – ребенок. Сегодня нуклеарная семья – это место, в котором существуют человеческие отношения, любовь и эмпатия. В такой обстановке животные-компаньоны могут играть более важную роль, чем в случае расширенной семьи и близких взаимоотношений с соседями, которые обеспечивают больше обучающего опыта для удовлетворения социо-эмоциональных нужд (Levinson 1980).

В ходе исследования стало очевидным влияние взаимоотношений детей и животных на когнитивное и социо-эмоциональное развитие детей преимущественно в младшем школьном и раннем подростковом возрасте. Один из главных вопросов в этой области – может ли взаимодействие с животными, приятное само по себе, также помочь в достижении более удовлетворительных взаимоотношений с людьми.

Базовая предпосылка для формирования и поддержания близких взаимоотношений – возникновение взаимной привязанности. Выяснилось, что дети рассматривают своих любимцев как близких друзей, к которым они могут быть очень привязаны (Davis, 1987; Stevens 1990; Melson 1991). Животные – это источник удовольствия, веселья, опыта, безопасности и защиты. Они также могут восприниматься детьми как эмпатичные и внимательные слушатели; взаимоотношения с животными могут заменять другие социальные отношения (Van Houtte и Jarvis 1995).

Результаты исследований показывают, что взаимоотношения с животными положительно коррелируют с чувством значимости, социальной компетентности и самоуважения. Кроме того, была обнаружена значительная разница между владельцами и не владельцами животных; у владельцев животных младшего школьного и раннего подросткового возраста более высокий уровень самооценки, чувства собственного достоинства и автономии (Covert et al. 1985; Davis и Juhasz 1985; Davis 1987; Van Houtte и Jarvis 1995).

Также выяснилось, что дети с животными лучше социально интегрированы, имеют более широкие социальные связи и более популярны среди одноклассников (Endenburg и Baarda 1995). Забота о животных также может сформировать в детях определенные социальные качества и навыки (эмпатия и просоциальное поведение), умение брать на себя ответственность, так же как и определенные привычки (аккуратность, пунктуальность, самодисциплину), которые очень важны в школе и дома (Bryant 1985; Melson и Fogel 1988; Poresky и Hendrix 1990).

Цель исследования: сравнить социо-эмоциональные характеристики школьников (владельцев и не владельцев животных), принимая во внимание возможные половые и возрастные различия. Нас также интересовало, влияет ли вид животного на социо-эмоциональное развитие владельца.

Методика

Участники

Наше исследование включало 826 участников (4 – 8 классы) из шести школ Загреба, принадлежащих преимущественно к среднему классу. Участвовали 425 девочек 401 мальчиков. Для того чтобы рассмотреть развитие в перспективе, использовалось деление по возрасту: 265 участников учились в 4 классе (возраст: 9-10 лет), 295 – в 6 классе (возраст: 11-12 лет), и 266 – в 8 классе (возраст: 13-14 лет). Возраст варьировал от 10 до 15 лет.

Относительно животных: у 377 (45.6%) участников животных не было, а 449 (54.4%) были. При этом у 216 (26.2% общего количества) была собака, у 76 (9.2%) – кошка, а у 157 (19.0%) – другие животные.

Что изучалось

Изучались показатели некоторых аспектов социо-эмоционального развития:
• привязанность к животным (шкала привязанности Child Pet Attachment Scale),
• эмпатия (шкала эмпатии Child Empathy Scale),
• просоциальная ориентация (шкала просоциальной ориентации Child Prosocial Orientation Scale),
• одиночество (шкала одиночества Child Loneliness Scale),
• социальная тревожность (шкала социальной тревожности Social Anxiety Scale for Children),
• восприятие психологического климата семьи (шкала восприятия психологического климата семьи Perception of Family Climate Scale).

Для того, чтобы измерить эти характеристики, были разработаны отдельные опросники. Все опросники, кроме шкалы привязанности, заполняли все школьники, независимо от их статуса (владельцы или не владельцы животных). В ходе демографического исследования получили общую информацию об участниках: пол, возраст, класс, порядок рождения, количество членов семьи и информацию о животных в семье. Другие данные были включены в анкеты с вариантами ответов.

Процедура

Перед проведением анкетирования было получено разрешение от руководства школы, а детям были даны краткие объяснения цели исследования. Сбор информации проходил в классах во время уроков и длился приблизительно 60 минут.

Результаты

Результаты показали, что возраст существенно влияет на все исследуемые характеристики. Пол ребенка влияет на все характеристики, кроме социальной тревожности. С другой стороны, значительное отличие владельцев животных было обнаружено только для привязанности, эмпатии и просоциальной ориентации. Вдобавок, некоторые существенные взаимосвязи были обнаружены между владением животными и полом, а также владением животными и возрастом по отношению к привязанности и просоциальной ориентации.

Девочки были больше привязаны к животным, чем мальчики, четвероклассники более привязаны к своим животным, чем шестиклассники, которые, в свою очередь, были более привязаны, чем восьмиклассники.

Владельцы собак и кошек показали более высокие уровни привязанности, чем владельцы других видов животных. Так, хотя девочки в целом были более привязаны к своим животным, чем мальчики, девочки, у которых были другие животные, а не кошки и собаки, имели самые низкие показатели по шкале привязанности.

Уровень развития эмпатии связан с полом, возрастом и владением животными. Девочки более эмпатичны, чем мальчики, четвероклассники и шестиклассники – более эмпатичны, чем восьмиклассники, а владельцы собак – более эмпатичны, чем все остальные. Связь пол/возраст показала, что мальчики-восьмиклассники имели самые низкие показатели по шкале эмпатии.

Просоциальная ориентация также связана с полом, возрастом и владением животными. Девочки были более просоциально ориентированы, чем мальчики, четвероклассники – больше, чем шестиклассники, а эти, в свою очередь, – больше, чем восьмиклассники, и владельцы собак оказались значительно более просоциально ориентированы, чем остальные.

Значительная взаимосвязь обнаружилась между владением животными и полом, а также владением животными и возрастом. Девочки – владельцы животных были более просоциально ориентированы, чем все остальные. А восьмиклассники – не владельцы животных имели в среднем самые низкие показатели просоциальной ориентации.

Уровень социальной тревожности связан с возрастом. Четвероклассники были более тревожны, чем шестиклассники и восьмиклассники.

Уровень одиночества связан с полом и возрастом. Восьмиклассники были более одиноки, чем шестиклассники, а мальчики – более одиноки, чем девочки.

Восприятие психологического климата семьи также зависит от пола и возраста. Девочки находили психологический климат семьи лучшим, чем мальчики, а четвероклассники и шестиклассники – лучшим, чем восьмиклассники.

Также исследовалась роль привязанности к животным в социо-эмоциональном функционировании школьников. Участников разделили на три подгруппы: не владельцы животных, владельцы животных с уровнем привязанности ниже среднего, и с уровнем привязанности выше среднего. Существенные различия между этими подгруппами наблюдались в уровне эмпатии, просоциальной ориентации и восприятии психологического климата семьи.

Дети с уровнем привязанности к животным выше среднего показали значительно более высокий уровень эмпатии и просоциальной ориентации, чем не владельцы животных или дети, менее привязанные к своим питомцам. Не было существенной разницы в уровне эмпатии между не владельцами и детьми с уровнем привязанности к животным ниже среднего. Было также обнаружено, что дети с более высоким уровнем привязанности к животным оценивали психологический климат в своей семье значительно выше, чем дети, менее привязанные к животным. Оценка семейного микроклимата не владельцев животных была посредине между двумя вышеназванными группами.

Обсуждение

Концепция привязанности, впервые использованная в психологии развития для описания отношений детей к "значимым взрослым" (Bowlby 1969), доказала свою пригодность для описания взаимоотношений между детьми и их питомцами. В общем, результаты исследования подтверждают распространенное представление о том, что школьники демонстрируют высокую степень эмоциональной близости со своими животными.

Анализ данных показал существенную взаимосвязь с полом и возрастом. Девочки более привязаны к животным, чем мальчики. Однако, хотя разница между значениями была статистически значимой, разница в абсолютных величинах была относительно мала. Обзор литературы демонстрирует, что некоторые исследования в прошлом не замечали существенной разницы между мужской и женской привязанностью к животным (Ganster и Voith 1983; Melson и Fogel 1988; Stevens 1990), в то время как другие, особенно те, которые использовали самоотчеты, как мы, отмечают бОльшую привязанность среди девочек (Kidd и Kidd 1980; Holcomb, Williams и Richards 1985).

Как упоминалось ранее, взаимосвязь с возрастом также была статистически значимой. Наши данные показали, что привязанность к питомцам постепенно снижается с возрастом. Kellert и Westervelt (1983) обнаружили, что старшие дети выражают бОльшую симпатию к животным, чем младшие дети. Но некоторые авторы (Davis и Juhasz 1985) предполагают, что животные оказывают наибольшее влияние на владельца в младшем школьном и в раннем подростковом возрасте (Van Houtte и Jarvis 1995). Melson (1991) подчеркивала, что после 13 лет привязанность к животным снижается. Она пришла к выводу, что в подростковом возрасте сильная привязанность к животным может даже помешать развитию взаимоотношений со сверстниками и участию в деятельности вне семьи. Melson (1991) предполагала, что подростки, очень привязанные к своим питомцам, могут испытывать трудности в общении со сверстниками, а животные обеспечивают им комфорт и понимание. Bakker (1986) обнаружил, что подростки – владельцы животных были более одиноки, чем не владельцы. Эти выводы не нашли подтверждения в нашем исследовании, потому что владельцы животных, независимо от их возраста, были не более одиноки, чем не владельцы, равно как и не проявляли бОльшую социальную тревожность.

Наша информация относительно вида животного показала, что владельцы собак и кошек были более привязаны к своим любимцам, чем владельцы других животных. Ребенку легче общаться и играть с собакой и кошкой, чем, например, с рыбкой или канарейкой. Собаки и кошки более общительные, чем многие другие животные, и в этом, возможно, заключается причина, по которой дети более привязаны к ним.

Была обнаружена существенная взаимосвязь между привязанностью к животному и полом владельца. Девочки, у которых были животные, но не собаки и кошки, были менее привязаны к ним, чем другие дети. Это можно объяснить тем, что девочки в основном имеют бОльшую потребность в активном общении, а эта потребность не может быть удовлетворена во взаимодействии другими с животными, помимо собак и кошек.

Следует заметить, что привязанность к животным имеет бОльшее значение для социо-эмоционального развития детей, чем общение с животным само по себе (Levinson 1984).

Забота и общение с домашним животным – это также отличная возможность удовлетворить потребность в самостоятельности и ответственности. Беря ответственность за благополучие любимца, дети на опыте учатся важности эмпатии в понимании чувств и удовлетворении потребностей другого существа. Это также приемлемая форма просоциально ориентированного поведения. В нашем исследовании, результаты по уровню эмпатии показали существенную взаимосвязь с полом, возрастом и общением с животными. Выяснилось, что девочки – более эмпатичны, чем мальчики, что ученики четвертого и шестого класса – более эмпатичны, чем восьмиклассники, а владельцы собак – более эмпатичны, чем другие. Другие исследования свидетельствуют о том, что дети – владельцы животных более эмпатичны по отношению к людям и к другим животным, чем те, у кого нет животных (Bryant 1985; Poresky и Hendrix 1990), но в нашем примере только владельцы собак были более эмпатичны, чем другие. То же самое касалось просоциальной ориентации. Одно из возможных объяснений этим фактам – уже упоминавшийся эффект привязанности к животным. Poresky (1990) показывает, что дети – владельцы животных не имеют более высоких показателей по шкале эмпатии, чем те, у кого нет животных, но дети, сильно привязанные к своим любимцам, обладали гораздо более высоким уровнем эмпатии.

Как уже упоминалось, взаимосвязь между общением с животным и уровнем просоциальной ориентации была очевидной. В то время как ее уровень у не владельцев и владельцев животных (не собак и кошек) постепенно снижается с возрастом, просоциальная ориентация владельцев собак и кошек остается относительно стабильной. Это может свидетельствовать о положительном влиянии общения с собаками и кошками на просоциальную ориентацию.

Поскольку в наших исследованиях привязанность к животным была ясно обозначена как фактор взаимосвязи между общением с животными и социо-эмоциональным развитием в школьном возрасте, мы дополнительно попытались исследовать эту взаимосвязь. В действительности, анализ данных показал, что в некоторых аспектах социо-эмоциональной деятельности (эмпатии и просоциальной ориентации) дети с более высоким уровнем привязанности значительно отличались от остальных групп испытуемых. Более привязанные владельцы были в то же время более эмпатичны по отношению к людям и животным и более просоциально ориентированы.

Результаты изучения восприятия психологического климата семьи были чрезвычайно интересны. Хотя не было существенных различий в восприятии семейного климата между владельцами и не владельцами животных, значительная разница наблюдалась при изучении привязанности. Результаты показали, что дети с более низким уровнем привязанности воспринимают климат своей семьи как наиболее неблагоприятный, тогда как дети с более высоким уровнем привязанности воспринимают свой семейный климат как наиболее благоприятный. Возможно, дети с более низким уровнем привязанности не готовы тратить энергию на заботу о животном, и это провоцирует семейные конфликты и кризисы. С другой стороны, менее благоприятный семейный климат может ассоциироваться с меньшей способностью формировать близкие взаимоотношения с животными.

Выводы

В определенной мере наши исследования свидетельствуют в пользу теорий положительной взаимосвязи между общением с животными, уровнем привязанности и некоторыми аспектами социо-эмоционального развития школьников, особенно в отношении эмпатии и просоциального поведения.

К сожалению, схема наших и других подобных исследований не обеспечивает понимания причины и следствия взаимосвязи семейных паттернов, отношений «ребенок-животное» и социо-эмоционального функционирования. Все еще неизвестно, имеет ли общение с животными прямое влияние на психологические аспекты или специфические характеристики семьи приводят одновременно к приобретению животных и позитивному ходу социо-эмоционального развития детей. На эти вопросы можно ответить только соответственно спланированным и проведенным лонгитюдным исследованием.

Несмотря на ограничения, мы верим, что наше исследование внесло вклад в лучшее понимание роли, которую играют животные в развитии эмпатии и просоциально ориентированного поведения, двух аспектах социо-эмоционального развития, которые являются решающими для возникновения и поддержания близких взаимоотношений с другими.

Библиография

• Bakker, B. R. 1986. Adolescent pet owners vs. non-owners, friendship and loneliness. Dissertation Abstracts International.
• Bowlby, J. 1969. Attachment and Loss. Vol. 1. Attachment. New York: Basic Books.
• Bronfenbrenner, U. 1979. Ecological systems theory. In Annals of Child Development. (Vol. 6). ed. R. Vasta. Greenwich, CT: JAI Press.
• Bronfenbrenner, U. 1986. Ecology of the family as a context for human development: Research perspectives. Developmental Psychology 22: 723-742.
• Bryant, B. K. 1985. The neighborhood walk. A study of sources of support in middle childhood from child's perspective. Monographs of the Society for Research in Child Development, 50, (No. 210).
• Covert, A. M., Whiren, A. P., Keith, J. and Nelson, C. 1985. Pets, early adolescents and families. Marriage and Family Review 8: 63-78.
• Davis, J. H. 1987. Preadolescent self-concept development and pet ownership. Anthrozoos 1: 90-94.
• Davis, J. H. and Juhasz, A. M. 1985. The preadolescent pet bond and psychological development. Marriage and Family Review 8: 79-94.
• Endenburg N. and Baarda B. 1995. The role of pets in enhancing human well-being: Effects on child development. In The Waltham Book of Human-Animal Interaction: Benefits and Responsibilities of Pet Ownership, 7-17, ed. I. H. Robinson. Exeter: Pergamon.
• Ganster, D. and Voith, V. L. 1983. Attitudes of cat owners toward cats. Feline Practice 13: 21-29.
• Holcomb, R., Williams, R. C. and Richards, P. S. 1985. The elements of attachment: Relationship maintenance and intimacy. Journal of the Delta Society 2: 28-34.
• Kellert, S. R. and Westervelt, M. O. 1983. Children's Attitudes, Knowledge and Behaviors Toward Animals. Washington, D.C.: National Technical Information Service.
• Kidd, A. H. and Kidd R. M. 1980. Personality characteristics and preferences in pet ownership. Psychological Reports 46: 939-949.
• Levinson, B. M. 1980. The child and his pet: A world of non-verbal communication. In Ethology and Non-verbal Communication in Mental Health, 63-83, ed. S. A. Corson, E. Corson and J. A. Alexander. Oxford: Pergamon Press.
• Levinson, B. M. 1984. Foreword. In Dynamic Relationships in Practice: Animals in Helping Professions, 1-20, ed. P. Arkow. Alameda, CA: Latham Foundation.
• Melson, G. F. 1988. Availability of and involvement with pets by children: Determinants and correlates. Anthrozoos 2: 45-52.
• Melson, G. F. 1991. Studying children's attachment to their pets: A conceptual and methodological review. Anthrozoos 4(2): 91-99.
• Melson, G. F. and Fogel, A. 1988. Learning to care. Psychology Today, January: 39-45.
• Poresky, R. H. 1990. The young children's empathy measure: Reliability, validity and effects of companion animal bonding. Psychological Reports 66: 931-936.
• Poresky, R. H. and Hendrix, C. 1989. Companion animal bonding, children's home environment and young children social development. Paper presented at the Biennial Meeting of the Society for Research in Child Development. Kansas MI.
• Poresky, R. H. and Hendrix, C. 1990. Differential effects of pet presence and pet-bonding on young children. Psychological Reports 66: 931-936.
• Stevens, L. T. 1990. Attachment to pets among eighth graders. Anthrozoos 3: 177-183.
• Van Houtte, B. and Jarvis, P. A. 1995. The role of pets in preadolescent psychosocial development. Journal of Applied Developmental Psychology 16: 463-479.


Tags: анималотерапия
Subscribe

Posts from This Journal “анималотерапия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments