Elsie (elsie_by) wrote,
Elsie
elsie_by

Category:

Некоторые механизмы психологической защиты, применяемые детьми

1. Идентификация – процесс “перенимания” ценностей, установок и взглядов других людей. Дети перенимают установки таких могущественных в их глазах людей, как родители, чтобы стать похожими на них, то есть более привлекательными, сильными и могущественными. Это помогает ослабить тревогу, испытываемую детьми из-за своей относительной беспомощности.

2. Отрицание – отказ признать, что какое-то событие произошло или происходит. Дети могут реагировать на огорчающую их ситуацию непризнанием ее факта. Например, в случае смерти любимого животного делать вид, что оно все еще живет в доме и спит с ними по ночам.

3. Замещение – подмена реального источника гнева или страха чем-то (кем-то) другим. Например, ребенок может злиться на младшую сестру, но не имеет права ударить ее. Возможно, он и себе не может признаться в том, что ему этого хочется. Поэтому, вместо того, чтобы ударить сестру, он мучает собаку или кошку.

4. Проекция – приписывание собственных неосознаваемых мыслей или поступков кому-то другому и искажение тем самым действительности. “Это сделала она, а не я!” – один из примеров. “Он хочет навредить мне!” вместо “Я хочу навредить ему” – еще одна форма проекции. Таким образом, проекция закладывает фундамент для искаженной формы самозащиты: “Если он хочет навредить мне, лучше я наврежу ему первым!”

5. Рационализация – например, самоубеждение в том, что вы не хотите того, чем не можете обладать. Даже сравнительно маленькие дети могут разубедить себя в чем-то. Например, ребенок, не приглашенный на праздник, может подумать: “Ну, и ладно, мне бы все равно не было там весело!” Рационализация, как и другие механизмы психологической защиты, развивается и значительно оттачивается в зрелости.

6. Реактивное образование – поведение, противоречащее желаемому. Когда дети испытывают мысли и желания, вызывающие у них тревогу, они могут отреагировать, начав вести себя противоположным образом. Например, они могут захотеть пристать к родителю, обнять его, а вместо этого отталкивают с преувеличенной независимостью и уверенностью.

7. Регресс – возвращение к более ранним, не соответствующим возрасту ребенка формам поведения. Восьмилетний ребенок внезапно начинает сосать палец, то есть демонстрировать поведение, которое не было характерно для него уже несколько лет.

8. Вытеснение – крайняя форма отрицания, в которой человек бессознательно стирает пугающее событие. Нет необходимости прибегать к фантазии, так как ребенок на самом деле не помнит, что событие произошло.

9. Уход – удаление себя из неприятной ситуации. Это наиболее общий защитный механизм у дошкольников, самая прямая из всех возможных защит. Если ситуация кажется слишком трудной, ребенок просто уходит от нее, физически или мысленно.



Tags: дети, психология
Subscribe

Posts from This Journal “дети” Tag

  • Как наказания влияют на личность

    Одна из причин, вызывающих серьезные изменения личности, вплоть до психических заболеваний – это сильные и/или непредвиденные наказания. Для…

  • О манипуляциях

    Почти столь же часто, как о доминировании, я слышу о манипуляциях. «Ребенок мной манипулирует!», или «Моя собака мной манипулирует!», или кошка……

  • Об интеллекте, наследственности и среде

    Давным-давно ученый по фамилии Трайон вывел две линии крыс: «умных» и «глупых». Критерием была способность ориентироваться в лабиринте. «Умные» крысы…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment