Elsie (elsie_by) wrote,
Elsie
elsie_by

Category:

О множественной привязанности и о последствиях жестокого обращения

Исключительная или множественная привязанность

Если младенец общается только с одним родителем, он очень боится незнакомцев и разлуки с этим человеком, бурно реагирует на расставания. Но если с рождения о малыше заботится несколько человек, он куда менее тревожно воспринимает незнакомцев и разлуку с родителями.

Некоторые матери задаются вопросом: не ухудшится ли привязанность, если другие люди тоже будут ухаживать за ребенком? Но исследования показали, что дети могут привязываться к нескольким людям без ущерба для детско-родительских отношений.

Когда дети остаются в яслях, наиболее трудно приходится тем, у кого сложились отношения лишь с одним человеком. Но если о ребенке заботится слишком много взрослых, ему также приходится нелегко. Лучше всего адаптируются к новым условиям те дети, которые имели позитивный опыт отношений с несколькими заботящимися о них взрослыми и определенный (не чрезмерный) опыт расставаний, который завершался счастливым воссоединением.

Помимо привязанности к более старшим членам семьи, дети могут формировать привязанность к сверстникам, заботиться друг о друге и обращаться за поддержкой.

Последствия игнорирования и жестокого обращения

Игнорирование и жестокое обращение – причина страданий, а порой и смерти детей.

Жестокое обращение может принимать как вопиющие формы (сексуальное насилие или физические наказания), так и более незаметные психологические (подтрунивание, высмеивание, нападки на самооценку).

Игнорирование может привести к возникновению синдрома неполноценного роста. Дети при этом маленькие, истощенные, болезненные, порой не могут переваривать пищу. Ведут себя такие дети отрешенно и вяло, избегают контакта глаз, смотрят в одну точку или отворачиваются, закрывают глаза или лицо. К тому же, нередко проявляется задержка общего развития. При этом болезней, которые могли бы объяснить подобное состояние, не обнаруживается.

При жестоком обращении и игнорировании у ребенка нет опыта обучающих отношений, и это может разрушить всю его жизнь. Если ребенок до 1 года подвергается физическому насилию, у него возникают задержки и искажения в когнитивном развитии, формировании чувства Я и овладении языком. Если ребенок привязался хотя бы к кому-то на 1-м году жизни, то жестокое обращение на 2-м году жизни влияет на него меньше, но от этого не становится менее порочным.

В любом случае, жестокое обращение приводит к вспышкам гнева у ребенка, сложностями с адаптацией и вызывает сильные страдания.

Если мать не обращает внимания на нужды ребенка, а навязывает ему свои установки, ребенок демонстрирует низкий уровень поведенческих, эмоциональных и социальных навыков.

Многие родители, которые проявляют жестокость или игнорируют детей, сами были жертвами подобного обращения. Но это их не оправдывает – ведь не все взрослые с подобным опытом воспроизводят этот цикл для собственных детей.

Помочь может наличие «альтернативных опекунов» - бабушек, дедушек, других родственников или взрослых, которые могут дать ребенку опыт позитивных безопасных отношений.

Было проведено исследование детей в возрасте от 18 месяцев до 8 лет, переживших жестокое обращение и получивших опыт «альтернативных отношений» со стороны учителей, которых обучали психотерапевтическим приемам. 70% таких детей смогли улучшить когнитивные, адаптивные и соцально-эмоциональные навыки.

Поддержку могут предоставлять родственники, другие члены семьи, соседи, друзья и даже сверстники.

ДЕТИ

Tags: дети, психология
Subscribe

Posts from This Journal “дети” Tag

  • Как наказания влияют на личность

    Одна из причин, вызывающих серьезные изменения личности, вплоть до психических заболеваний – это сильные и/или непредвиденные наказания. Для…

  • О манипуляциях

    Почти столь же часто, как о доминировании, я слышу о манипуляциях. «Ребенок мной манипулирует!», или «Моя собака мной манипулирует!», или кошка……

  • Об интеллекте, наследственности и среде

    Давным-давно ученый по фамилии Трайон вывел две линии крыс: «умных» и «глупых». Критерием была способность ориентироваться в лабиринте. «Умные» крысы…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment