Elsie (elsie_by) wrote,
Elsie
elsie_by

Category:

О качестве привязанности

Привязанность привязанности рознь. Это касается и отношений между родителями и детьми.

Чтобы оценить, насколько привязан ребенок к взрослому, используют тест, который разработала и проверила на практике Мэри Эйнсворт. Этот тест – своего рода спектакль, который помогает оценить качество привязанности «мать – ребенок». Действующие лица: мать, ребенок и незнакомый ребенку человек. Декорации: незнакомая комната и множество игрушек.

Что происходит:

Эпизод Событие Наблюдаемые переменные

1 Экспериментатор приводит мать с ребенком в комнату и уходит.

2 Мать сидит, ребенок играет с игрушками. Мать как база безопасности.

3 Входит незнакомец, усаживается рядом с матерью и заговаривает с ней. Реакция на незнакомца.

4 Мать уходит. Незнакомец реагирует на ребенка и утешает, если тот расстроен. Страх отделения.

5 Мать возвращается, пытается приласкать малыша и утешает в случае необходимости. Незнакомец уходит. Реакция на воссоединение.

6 Мать выходит из комнаты. Ребенок остается один. Страх отделения.

7 Входит незнакомец и пытается утешить ребенка. Способность принимать утешение от незнакомца.

8 Мать возвращается, пытается приласкать малыша или утешить, если нужно, и снова заинтересовать игрушками. Реакция на воссоединение.

Каждый эпизод длился примерно 3 минуты. Однако если при расставании с матерью ребенок сильно страдал, время разлуки сокращалось.

Выяснилось, что привязанность можно разделить на 2 типа:

1. Безопасная (надежная) привязанность.

2. Небезопасная (ненадежная) привязанность.

Примерно 60 – 70% детей из семей среднего класса (США) демонстрировали безопасную привязанность. Они довольно легко отходили от матери, изучали обстановку и вполне спокойно чувствовали себя в компании незнакомцев, когда мать отсутствовала. И хотя они вначале сильно переживали, когда мать уходила, все же приветствовали ее возвращение радостно и быстро успокаивались.

Исследования также показали, что у детей с безопасной привязанностью были нежные, теплые и отзывчивые отношения с матерью в течение 1 года до проведения теста. А дальнейшие исследования доказали, что дети с безопасной привязанностью более социальны, любознательны, независимы и компетентны в возрасте 2 – 5 лет. Помимо этого, подтвердилась гипотеза Эрикосна о влиянии раннего чувства доверия к миру на весь ход дальнейшего развития.

Примерно 1/3 детей демонстрировала небезопасную привязанность. Причем этот тип привязанности можно разделить на 3 формы:

Избегающая привязанность – ребенок злится на мать, если она уходит, и избегает ее после возвращения.

Амбивалентная привязанность – ребенок стремится к матери, когда она возвращается, и при этом, с одной стороны, добивается от нее ласки, а с другой – отталкивает, когда она пытается его приласкать. Когда мать покидает комнату, ребенок не начинает нервничать или волноваться.

Дезорганизованно-дезориентированная привязанность – ребенок действует противоречиво и беспорядочно: избегает взгляда матери, когда та держит его на руках, подходит к ней без каких-либо эмоциональных проявлений.

Эти 3 формы небезопасной привязанности зачастую связаны с нечутким, безразличным или обиженным поведением родителей на 1-м году жизни малыша.

В дальнейшем проводились лонгитюдные (длительные) исследования по сравнению безопасной и небезопасной привязанности, которые показали, насколько различаются такие дети уже в возрасте 1,5 лет. Дети с безопасной привязанностью проявляли больше упорства, энтузиазма и готовности к совместным действиям, чем дети с небезопасной привязанностью.

В 2 года дети с безопасной привязанностью более охотно общались с другими детьми, проявляли больше непосредственности, символичности и фантазии в игре. Они также лучше исследуют незнакомые места, находят путь к интересующим их игрушкам и устраиваются с ними комфортнее.

Дети с ненадежной привязанностью в этом возрасте демонстрируют гиперактивность и хронический стресс, который может повредить развитию мозга. Ведь, например, хронический стресс у крыс нарушает развитие частей головного мозга, отвечающих за испуг, бодрствование, научение, память и концентрацию внимания. Эти данные можно перенести и на человека. То есть можно сделать вывод, что надежная привязанность обеспечивает своего рода защиту против этих нарушений, а ненадежная оставляет мозг беззащитным от них. Последствия – робость, тревога и проблемы с учебой.

Дети с небезопасной привязанностью в дошкольном возрасте демонстрируют высокую степень агрессивно-враждебного поведения по сравнению со сверстниками с нормальной привязанностью.

В школьные годы дети с безопасной привязанностью демонстрировали настойчивость в учебе, интерес к новым знаниям и умениям, более эффективно общались с другими детьми и взрослыми.

Можно сделать вывод, что теплые, прочные отношения между ребенком и взрослым, который о нем заботится, приводит к более высокому уровню развития познавательных способностей и социальных навыков. Они способствуют активной исследовательско-ориентировочной деятельности, раннему овладению игрой с предметами и освоению социальной среды.

С самого начала качество отношений между ребенком и ответственными за него взрослыми закладывает фундамент для многих сторон развития ребенка.

ПРИВЯЗАННОСТЬ

Tags: дети, люди, отношения, психология
Subscribe

Posts from This Journal “психология” Tag

  • Рабочее психологическое

    Внимание к себе, своим потребностям и способность удовлетворить простые желания помогают справляться со сложностями. Ведь они дают нам ресурс найти…

  • Рабочее психологическое

    Нас всех порой одолевают неприятные эмоции. И иногда мы не можем от них избавиться. Как справиться с неприятными эмоциями, которые не отпускают?…

  • Рабочее психологическое

    Когда-то детей считали кем-то вроде недолюдей. Полагали, что они мало что понимают и чувствуют. Например, разлука с родителями на них никак не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments