Elsie (elsie_by) wrote,
Elsie
elsie_by

Categories:

Воссоединение травматической диссоциации (техника трехместной диссоциации)

Метод пришел из НЛП (как, впрочем, и большинство методов работы с травмой) и, несмотря на пугающее название;-), очень хорош. В частности, у него есть два существенных плюса:

1. Способ работает как с детской, так и со взрослой травмой, то есть время значения не имеет.

2. Попробовав 1 раз с помощью терапевта, клиент может помогать себе самостоятельно. А а много ли методов, которые можно использовать в качестве самопомощи? :-)

Он реально действенный (прежде чем пробовать на других, попробовала на себе:-), так что говорю со знанием дела).

Метод направлен на формирование самозаботы и самоуспокоения.

1. Вспомните, знакомо ли вам состояние комфорта? Что с вами тогда происходит? Какой (какая) вы тогда? Когда в последний раз было такое состояние? Мысленно войдите в это состояние и, когда будете готовы, дайте знать. (Здесь устанавливается сильный якорь для устойчивого состояния комфорта). Продолжайте оставаться в этом состоянии, чтобы насладиться им. Там много ресурсов. Это состояние очень нужное и полезное.

2. Удерживая якорь, предложите клиенту визуализировать свое прошлое Я перед собой в самом начале травматического инцидента как в мгновенном снимке. Таким образом, клиент сидит рядом с вами, видя себя более молодого перед собой.

Инструкция: «Нам понадобится это ваше состояние, и я попрошу делать следующее. Вспомните (ИМЯ клиента) в том возрасте, до травмы, до того, как событие произошло. (Якорь снимается, когда начинаются воспоминания). Во что (ИМЯ) одет(а)? Как выглядит? Чем занимался(-лась)?

Вот он(она) такой(-ая) (ИМЯ) пусть там занимается своими делами. Давай его(ее) на время оставим. (Возвращение в ресурсное состояние, якорь 1) Вернитесь в хорошее место, вспомните, как хорошо вам было. Важно, чтобы это состояние всегда сохранялось, вы имеете на него право.

3. Когда клиент может увидеть себя более молодым вполне ясно, попросите его выйти из своего тела так, чтобы он мог увидеть себя, сидящего рядом с вами, и следящего за собой, более молодым (якорь 1). Теперь он представлен трижды; визуальная перспектива осуществляется с третьего места, действительное тело – на втором, более молодое состояние, проходящее травму, - впереди. Когда эта трехместная диссоциация осуществлена, на нее ставится якорь (№ 2). Удерживаются оба якоря.

Инструкция: Сейчас вы мысленно выплывете аккуратно из своего тела и станете где-нибудь в стороне. Когда представите – дайте знать (Якорь 2).

4. Теперь попросите клиента пройти это переживание, следя за тем, чтобы он сохранил кинестетическую диссоциацию от травматического переживания, используя якоря и речевые паттерны, разделяющие 3 места: он, там, более молодой, то переживание, что случилось тогда; вы, здесь, сегодня, наблюдая за собой, и пр. (Просмотр травмы из третьей позиции – якорь 2, при необходимости – якорь 1).

Инструкция: Я буду вам все время напоминать, что вы смотрите со стороны: видите себя, сидящего здесь, сохраняете эти ресурсы и то, что происходило. Смотрите до самого конца. Когда это пройдет – скажете.

5. Когда переживание полностью просмотрено, предложите клиенту вернуться из третьего места на второе (якорь 1): так визуальная перспектива объединяется с действительным положением тела клиента.

Инструкция: Как вы теперь относитесь к той(тому) молодой(-ому) (ИМЯ)? Говорите ей(ему) хорошие слова, утешайте, пока он(она) не поверит вам, не начнет опираться на тебя, не успокоится. Скажите, что никогда его(ее) не оставите, всегда будете с ним(ней), будете ее(его) защищать.

До тех пор, пока он(а) вам не поверит.

6. Попросите сегодняшнего клиента подойти к себе более молодому (тому, кто прошел через травматическое переживание) и уверить его, что он – из будущего, и дать ему необходимый комфорт, успокоение и чувство, что его ценят (Якорь 1).

7. Когда сегодняшний клиент может увидеть, что визуализируемый, более молодой понимает, дайте им объединиться, пусть эта более молодая часть (визуализация) войдет внутрь тела сегодняшнего клиента (Якорь 1).

Инструкция: Возьмите его(ее) внутрь себя, найди ему(ей) место в своей душе. Где он(а)? Представьте, что там появилось тепло доброты, сострадания, заботы, и оно разливается по всему телу.

Продолжать до тех пор, пока интеграция полностью не удовлетворит клиента.

8. Экологическая проверка (вспомнить ресурсное состояние).

Примечания

В качестве Якоря № 1 можно использовать талисман («Я его заговорю, и каждый раз, когда ты будешь сжимать его в руках, тебе будет хорошо».)

Если ситуация очень острая или очень свежая, в качестве Якоря № 1 можно попросить, чтобы клиент взял терапевта за руку и предложить, когда будет не хватать ресурсов, держаться за руку терапевта.

Травма происходит, если человека никто не поддержал. Тогда, например, ребенок вынужден справляться за счет собственных весьма ограниченных ресурсов (первичные механизмы защиты), что приводит к формированию травматической структуры личности, и человек привыкает обращаться с собой именно таким образом. Это грустно.

Обязательно спрашиваем клиента о самочувствии, и если оно хорошее – «якорим» то, что есть сейчас. Если состояние «разобранное», нужен дополнительный ресурс – доступ к ресурсному состоянию в прошлом.
Целенаправленная диссоциация (3-я позиция) максимально уменьшает страдания от переживания травмы.

Воссоединение проводится только в самом конце травмирующего эпизода.

Важный момент – найти картинку в начале, когда клиент не очень знает еще, что с ним будет. Чем дальше воспоминание, тем лучше.

Якорь № 2 удерживается на протяжении всего травмирующего эпизода.

При сильном аффекте – дать ему уйти и снова диссоциировать (если ресурсов не хватает, можно держать на двух якорях).

Конец ситуации травмы – когда человек остался один, тогда его надо жалеть, именно туда даем ресурс.

И не стоит забывать, что иногда убеждение – довольно долгий процесс.

ПОДДЕРЖКА

Tags: психология травмы
Subscribe

Posts from This Journal “психология травмы” Tag

  • Любопытная штука

    Питер Левин в своей книге отмечает, что посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) встречается только у людей. И еще у животных, прирученных…

  • Линия времени – 2

    Линия времени Время – это 4-е измерение, в котором живет человек. Соответственно, все события, происходящие с человеком, также закодированы в мозге…

  • Линии времени в терапии травмы – 1

    Человек живет в 4 измерениях: длина, ширина, высота и время. Концепция времени – субъективная попытка сделать удобными процессы, некая условность,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments