Elsie (elsie_by) wrote,
Elsie
elsie_by

Category:

Внутренний мир травматика

Просто заметки по мотивам лекции, на память, не обработанные.
***
Восприятие развивающегося ребенка ограничивается возможностями органов чувств и внутренними ощущениями (дискомфорт, боль/радость, удовлетворение).

М. Кляйн выделяла 1 фактор: «Мир для ребенка – это грудь». На самом деле мир больше, и все сложнее, это лишь схема. Грудь – то, что приходит извне, повторяемо, приносит радость, так формируется ощущение «Это хороший объект» и «Я – хороший объект».

Но объект есть не всегда (правда, не всегда и нужен), и если он не появляется вовремя или меняется вкус молока, он становится «плохим объектом», а значит, есть и собственная «плохая самость», «плохой внутренний объект».

Плохая самость и хорошая самость расщепляются, и это первичное расщепление нормально.
Даже если проявляется плохая (разрушительная) самость, ребенок сам для себя все равно хороший.

Хорошая самость должна защищаться от плохой самости. Уже позже человек начинает принимать ответственность за разные проявления. Большой прорыв, доступный не каждому – рассуждать не в оценочных категориях.

Существует 2 базовых процесса психики:

1. Дезинтеграция (разделения на части), дифференциация: целостный объект разделяется на части.

2. Синтез.

Без разделения невозможно усвоение, но без синтеза невозможно использование. Зона использования этих процессов – граница контакта «психика – мир».

Система дифференциации-синтеза едина и выполняет защитную функцию.

Затрагивающие психику внешние процессы могут быть достаточно аффективно насыщенными. Возникающие в ответ внутренние аффекты должны быть переработаны.

Процессы совладания:

1. Символизация.

2. Соотнесение с языковыми структурами.

Это должно быть соединено в единую повествовательную структуру.

Ребенок также должен сделать важное дело: отличить элементы «Я» от «Не-Я». Окружающие элементы «Не-Я» должны быть отторгнуты («это не имеет ко мне отношения»). Негативные эмоции подавляются, потому что когда они проявляются, ребенок сталкивается с агрессией. Это приводит к вытесеннию, подавлению.

Если происходит травматическое воздействие, в психику начинают внедряться массивные разрушительные элементы. Хрупкие элементы психики еще не связаны и начинают разделяться еще больше, психика начинает фрагментироваться.

Первичные защитные механизмы:

- Сплиттинг (расщепление).
- Отрицание.
- Трансы.
- Идеализация/обесценивание.
- Переключение между множественными очагами идентичности.
- Деперсонализация.
- Психическое оцепенение.
- Проективная идентификация.
- Идентификация с агрессором.

Проективная идентификация ограничивает общение с миром до общения с самим собой (своими проекциями). Она лежит в основе почти всех патологических личностных структур. Как в истории с конфетами, которые «сами выскакивают и съедаются!»

Идентификация с агрессором
В ответ на агрессию ребенок чувствует агрессию, но для него непереносимо это чувство, в результате он идентифицируется с агрессором и ненавидит себя «плохого», несмотря на то, что по факту является жертвой. Формируется убеждение: «то, чего я хочу – априори плохо». Например, ребенок тянется за чем-то и бьет себя по рукам.
Такие люди часто буквально одержимы саморазрушительными тенденциями.
Это – 1 из магистральных симптомов травмы.

Позже все разрозненные элементы соединяются в 1 большую патологическую структуру, а следовательно, все контакты с миром проходят через призму патологической организации.

Патологическая структура («нарциссическая банда») неоднородна. Она начинает функционировать в эмоционально значимых ситуациях внутреннего и внешнего характера и выключает все функции организма, но создает ощущение защищенности.

Патологическая структура содержит агрессивные деструктивные части, которые призваны защитить психику
- от новой травмы («Это больше никогда не повторится!»)
- от тревоги и страха.

Часто символизируется: крепости, дома, мафиозные структуры, башни и т.д., и в таком виде могут являться в сновидениях.

На уровне тела воспринимается как внезапная блокада, обездвиживание, замирание.

Одно из названий: «Демон-защитник».

Травма и депривация оказывают сильное влияние на формирование патологической организации личности.
Патологическая структура не только защищает от внешнего мира, но и связывает деструктивные элементы.
Патологические структуры создают место, безопасное от преследования и вины («если не делаю – ни в чем не виноват»).

Патологическая организация действует превентивным образом: человек начинает любить свою сдержанность, воспитанность, молчаливость и т.д.

Главная функция: обеспечение покоя и защиты от напряжения и тревоги. Облегчение достигается путем изоляции, застоя, отступления.

Ассимиляция происходит через идентификацию: «Стань этим!»

Интеллект – это бешеная обезьяна, которая пристраивается к сильному. При стрессе интеллект – опора, при травме – либо на стороне патологической части, либо становится убежищем (человек умный, но нереализованный).



Tags: психология травмы
Subscribe

Posts from This Journal “психология травмы” Tag

  • Любопытная штука

    Питер Левин в своей книге отмечает, что посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) встречается только у людей. И еще у животных, прирученных…

  • Линия времени – 2

    Линия времени Время – это 4-е измерение, в котором живет человек. Соответственно, все события, происходящие с человеком, также закодированы в мозге…

  • Линии времени в терапии травмы – 1

    Человек живет в 4 измерениях: длина, ширина, высота и время. Концепция времени – субъективная попытка сделать удобными процессы, некая условность,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments