Elsie (elsie_by) wrote,
Elsie
elsie_by

Categories:

«Синдром утки». Заказное

Вы видели, как плывет утка? Кажется, она скользит по воде, не прикладывая никаких усилий. Но мы не видим главного: чтобы держаться на воде и двигаться вперед, она отчаянно перебирает перепончатыми лапами. Что случится, если сил грести уже не останется? Ответ очевиден.
С нашими детьми может произойти то же самое. Иногда они кажутся спокойными, но в душе творится настоящая буря, незаметная постороннему взгляду. Борьба не на жизнь, а на смерть – в прямом смысле слова. Потому что, когда сил на дальнейшую борьбу не остается, ребенок может сделать последний и окончательный выбор.
«Синдромом утки» иногда называют состояние предельного истощения нервной системы подростка (школьника) или студента. Из шести студентов и учеников старших классов один задумывается о суициде. Один из тринадцати совершает попытку. Страшная статистика.

Почему это происходит?
Зачастую задачи, которые мы ставим перед детьми, не соответствуют зрелости их нервной системы. Идеальная успеваемость, дисциплина, высокая нагрузка, жестокая конкуренция… Готов ли к этому ребенок? Не каждый взрослый справляется с подобной нагрузкой, что уж говорить о подростке, мозг которого еще не до конца сформировался.
И школьник или студент оказывается в ловушке, выхода из которой не видит.
Еще один момент – за последние пару десятилетий мир изменился до неузнаваемости. Если раньше наша жизнь была сосредоточена на пятачке «школа (университет) – дом», мир был практически лишен свободы, зато предсказуем, то сейчас все изменилось. Интернет, социальные сети открыли мир, дали возможность общаться с сотней собеседников, легко найти любую информацию – и индивидуальная «цена» личности и личной свободы резко увеличилась. Подумайте только – за несколько минут мы можем создать и явить миру продукт собственного творчества (рассказ, фотографию и т.п.) А значит, мы становимся создателями действительности. Появляется право на собственное мнение и его высказывание.
Но школа осталась прежней. Там зачастую нет места ни творчеству, ни свободе. Спасение можно найти в семье – но и там дети могут сталкиваться с непониманием, насмешками, нотациями, насилием…
Как результат – человечек с тонкой душевной организацией, чувствительный, тонкий и отзывчивый, может не выдержать. И видит перед собой один выход – прыжок в бездну.

Немного об оценках
Наша школа привыкла оценивать знания учеников ранжированием. Но так ли безобидна эта система, как может показаться?
Желание получить положительную оценку (избежать отрицательной) может стать сильнейшей мотивацией, даже нездоровой. В результате, в попытке угодить взрослым ребенок может потеряться в себе, перестать понимать, чего хочет в этой жизни.
Неправда, что без оценок дети не учатся. Так происходит только тогда, когда на уроке неинтересно. Но задача взрослых – заинтересовать. Если построить процесс обучения как яркий и интересный – необходимости в оценках не будет.
Разумеется, родители не могут отказаться от оценок в школе. Но они могут пересмотреть свое отношение к ним. Понять, что это не всегда повод обрушиваться на самого дорогого им человека с упреками, оскорблениями или побоями.
Обратная связь, безусловно, необходима. Но давать ее можно по-разному. Например, поделиться собственными мыслями, опытом, предложить поддержку или помощь – это гораздо ценнее и действеннее, чем формальная оценка в дневнике.

Как помочь ребенку?
Цель – разорвать порочный круг отчаяния и тревоги. Иногда не обойтись без вмешательства специалистов (психолога или врача-психотерапевта), если процесс зашел далеко – может понадобиться медикаментозное лечение. Но без участия семьи никакое лечение не эффективно.
Главное – за родителями.
Ослабьте поводья. Домашнее задание может быть скучнейшим занятием в мире, если с учителем не повезло (а много ли у нас действительно профессиональных учителей?) Но учиться может быть (действительно может быть!) интересно и увлекательно. Важно нам самим понять эту разницу, а потом – донести до ребенка. Только не в виде нотаций. Сейчас очень много занимательных курсов в Интернете, научные опыты, игры по изучению иностранных языков, занимательная математика… Помогите ребенку получать удовольствие от учебы, а не ожидать очередную контрольную с ужасом.
Задумайтесь, как много вы сами помните из школьной программы. И насколько полученные знания помогли вам в жизни. Ориентируйтесь на реальные способности и интересы ребенка, не требуйте невозможного.
Разговаривайте с детьми. Именно разговаривайте. Чтобы ребенок научился рассказывать о себе, ему необходимо видеть, как это делаете вы. Потому что разговор «в одну сторону» больше напоминает допрос. А в допросе ничего хорошего нет. Рассказывайте о своих переживаниях, встречах, радостях и удивлениях. Не торопитесь, не ждите, что подросток сразу же ответит тем же – ему нужно время, чтобы научиться. Когда рискнет поделиться с вами – слушайте, причем без осуждения. Постепенно вы поймете, как это здорово – просто общаться. Взаимно.
И самое главное: обеспечьте ребенку тыл. Пусть хотя бы в одном месте на свете он сможет отлежаться, отстраниться от бед и страхов, собраться с силами. Почувствовать, что он – среди своих. Отдохнуть.
Ведь здоровье и психологическое благополучие вашего ребенка гораздо важнее оценок, правда?

CИНДРОМ УТКИ

Tags: дети, психология, работа
Subscribe

Posts from This Journal “дети” Tag

  • Как наказания влияют на личность

    Одна из причин, вызывающих серьезные изменения личности, вплоть до психических заболеваний – это сильные и/или непредвиденные наказания. Для…

  • О манипуляциях

    Почти столь же часто, как о доминировании, я слышу о манипуляциях. «Ребенок мной манипулирует!», или «Моя собака мной манипулирует!», или кошка……

  • Об интеллекте, наследственности и среде

    Давным-давно ученый по фамилии Трайон вывел две линии крыс: «умных» и «глупых». Критерием была способность ориентироваться в лабиринте. «Умные» крысы…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments