Elsie (elsie_by) wrote,
Elsie
elsie_by

О сензитивных периодах и готовности

Есть такое понятие как «сензитивные периоды». Это значит оптимальные периоды, в течение которых происходит наилучшее и наиболее эффективное научение определенным навыкам, развитие определенных черт и т.п. То есть, проще говоря, можно научиться чему-то с минимумом усилий и максимальным полезным «выхлопом».

Но это совершенно не означает, что данное научение возможно только и исключительно в этот период.

Например, сензитивный период для начала изучения иностранного языка – от 3 до 5 лет. В этом случае шансов сделаться «почти носителями» у нас куда больше, чем если мы начинаем учить его позже. Маленький ребенок с бОльшей легкостью усваивает многие аспекты языка. Именно поэтому то, что в наших школах иностранный язык начинали учить в пятом классе – в корне неверно.

Но, тем не менее, научиться «тарабарщине» можно в любом возрасте. Если, конечно, приложить достаточные усилия и уделить достаточное количество времени.

Однако «раньше» – не всегда равно «лучше».

Существует еще и понятие готовности. Необходимо достигнуть определенного уровня развития, позволяющего приобрести определенные модели поведения. Прежде, чем этот уровень зрелости будет достигнут, навык приобрести просто невозможно.

И вот здесь случается ой-ой-ой.

Потому что с физической готовностью чаще всего более-менее понятно (если, конечно, родители и прочие взрослые хотя бы в минимальном адеквате). Вряд ли кто-то будет заставлять ходить трехмесячного ребенка, правда? Понятно же, что он просто не обладает необходимым уровнем равновесия и еще не развита необходимая мускулатура.

Но вот со зрелостью другого рода – которая не видна невооруженным глазом – все обстоит достаточно печально.

Причем ладно простые обыватели.

На собеседование приходят педагоги и психологи, которые свято уверены в том (и эту уверенность поколебать просто невозможно, потому что они знают!), что ребенок едва ли не с рождения (ну, ладно, в крайнем случае, с 1 года) полностью управляет своими эмоциями. И если он плачет или капризничает – это потому, что он вредный! И делает это специально и назло. Чтобы… дальше обычно идет страшное слово «манипулировать», которое все заучили так, что огого.

И соответственно этому заблуждению формируются к ребенку требования. Которым тот, естественно, соответствовать не может. Потому что это – ровно то же самое, что требовать от новорожденного умения ходить и членораздельно говорить.

Печально.

ГОТОВНОСТЬ

Tags: дети, психология, работа
Subscribe

Posts from This Journal “дети” Tag

  • Как наказания влияют на личность

    Одна из причин, вызывающих серьезные изменения личности, вплоть до психических заболеваний – это сильные и/или непредвиденные наказания. Для…

  • О манипуляциях

    Почти столь же часто, как о доминировании, я слышу о манипуляциях. «Ребенок мной манипулирует!», или «Моя собака мной манипулирует!», или кошка……

  • Об интеллекте, наследственности и среде

    Давным-давно ученый по фамилии Трайон вывел две линии крыс: «умных» и «глупых». Критерием была способность ориентироваться в лабиринте. «Умные» крысы…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments