Elsie (elsie_by) wrote,
Elsie
elsie_by

Наш ребенок – вундеркинд

Он не такой, как другие

Безусловно, каждый малыш уникален и неповторим. И процесс развития сугубо индивидуален. Причем дети, опережающие сверстников, могут за короткий промежуток времени уравняться с ними, а малыш, который отставал в развитии, в один прекрасный момент резко вырывается вперед.

«Норма» для детей – скорее, статистическое понятие, и закономерными считаются индивидуальные отклонения. На развитие детей влияет все: психологический климат, состав семьи, система воспитания и обучения, состояние здоровья и наследственность. Поэтому даже в похожих условиях дети могут развиваться по-разному. При этом родители и достоинствам, и недостаткам малыша зачастую придают преувеличенное значение.

Именно поэтому профессиональные педагоги порой весьма скептически воспринимают слова родителей и предпочитают судить о способностях ребенка, основываясь на личных впечатлениях. Но, хотя подобные заключения более объективны и обоснованы, именно пристальная и неустанная забота родителей позволяет развиться любому детскому таланту.

Он – будущий художник

В дошкольном возрасте очень часто можно обнаружить в ребенке способности к музыке, рисованию, лепке – эти способности называют «специальными», и они даже более распространены, чем общая одаренность. Именно благодаря восприимчивости детской психики к любому обучению, в центры развития детей принимают без предварительного конкурса. Эти способности легко развить в ходе занятий. Но задатки и повышенный интерес к конкретному виду деятельности обуславливают более высокий уровень достижений.
Более способных детей замечают, и педагоги стараются уделять им больше внимания. Однако много значат одобрение и поддержка семьи. Ответственность родителей велика, ведь дошкольники не могут сделать самостоятельный выбор или противостоять решению мамы и папы. Именно поэтому крайне важно, чтобы взрослые умели не только заметить способности малыша, но и выбрать правильное направление.

Задачей любой семьи является создание условий для развития ребенка. Однако не каждый способный малыш впоследствии демонстрирует истинный талант. И, несмотря на то, что люди зачастую заглядывают в будущее, в отношении детей делать это порой рискованно.

Ожидания родителей могут стать тяжелым бременем для детских плеч. Поначалу, вдохновленный похвалами самых близких людей, с энтузиазмом начав заниматься, например, рисованием, ребенок может вскоре потерять интерес к кисти и краскам. Стоит учитывать, что интересы детей меняются, и то, что доставляло удовольствие раньше, сейчас делается лишь под давлением взрослых, которые уже представили чадо в роли всемирно известного живописца или музыканта. Но дети живут сегодняшним днем, и для них непосильная задача – представить столь отдаленную перспективу.

Разумеется, успехи ребенка необходимо поощрять. Однако не стоит выстраивать на них длительные расчеты – способности, интересы и склонности малыша изменятся еще не раз. Но приобретенные умения всегда пригодятся в жизни, так что не считайте деньги и время, потраченные на кружки, «выброшенными на ветер». Ведь это в любом случае может обогатить личность малыша и сделает его более интересным человеком.

Великолепно, если детские работы выбираются на выставку и получают награды. Прекрасно, когда из одаренного ребенка вырастает талантливый писатель, музыкант или художник. Однако если вундеркинд вырастет просто хорошим человеком – ничего страшного! Януш Корчак в свое время писал, что талантливы все дети, просто, вырастая, они об этом забывают.

Он – как взрослый

Об общей или ранней умственной одаренности можно судить, если малыш самостоятельно осваивает грамоту, к пяти годам владеет важнейшими счетными умениями (сложение, вычитание, решение задач), умеет делать выводы, предполагать, рассуждать и сравнивать, тянется к книгам на интересующую его тему. Такие дети обожают наблюдать за людьми и природой, а интерес к освоению нового не пропадает и в школе. Причем такие школьники чаще всего не спрашивают взрослых, а пытаются самостоятельно найти ответы на интересующие вопросы.

Интеллектуальные занятия нисколько не утомляют таких детей, они готовы посвящать любимому делу круглые сутки, при этом жертвуя отдыхом, играми и другими удовольствиями. Иногда это вызывает тревогу у взрослых, которым такое поведение кажется странным. Но попытки оторвать чадо от книжек, натыкаются на стойкое сопротивление. Такие дети нуждаются именно в одобрении и поддержке близких людей, ведь кто знает – возможно, ваш ребенок, рассуждающий, как взрослый – это будущий великий ученый?

Легко ли быть вундеркиндом?

Если в семье несколько детей, их волей-неволей сравнивают. И если один из детей обладает незаурядными способностями, взаимоотношения такого малыша с другими членами семьи иногда строятся на основе установки: «Я же такой замечательный! И могу рассчитывать на особое отношение, привилегии и поблажки». А это зачастую приводит к тому, что спокойствию в семье наступает конец. Дети начинают жестоко конкурировать за внимание родителей.

Зачастую взрослые сомневаются, можно ли к одаренным детям применять обычные способы воспитания, пугаются их необычного поведения. Недоумение вызывает вдохновение ребенка, его поглощенность творчеством и отрешенность от внешнего мира. Иногда родителям кажется, что с ребенком «что-то не так». Как правило, эти страхи значительно снижаются, когда одаренность малыша подтверждают специалисты, но не все родители к ним обращаются, пребывая в растерянности.

Другая крайность выражается в «эксплуатации» юного таланта. В этом случае из одаренности малыша взрослые как бы «выжимают» максимум, стремясь довести каждое из дарований до абсолюта. Родители вундеркинда записывают его одновременно на занятия рисованием, музыкой, языками, математикой и спортом. Малыши в этом случае перегружены и полностью лишаются возможности свободно играть или отдыхать. Подобные чрезмерные старания взрослых иногда напрочь отбивают у ребенка стремление заниматься.

Как известно, Альберт Эйнштейн был признанным гением. Однако он известен и невероятной застенчивостью. Это его качество берет начало в детские годы, когда он страдал от своей особенности и отличия от других детей. А поскольку страсть к занятиям наукой практически изолировала подрастающего гения от общения, то в процессе накопления знаний сложности во взаимоотношениях со сверстниками только росли.

И хотя родители и ряд учителей расценивают талант ребенка как божий дар, для самих детей дарование – это то, чем они отличаются от ровесников. Иногда одаренным детям начинает казаться, что талант необходимо скрывать, чтобы считаться такими же, как все. Некоторые талантливые дети считаются окружающими неспособными и неразвитыми, так как они не любят принимать участие в общественной жизни класса. Но это происходит потому, что подобные занятия кажутся им неинтересными и скучными, не представляющими никаких сложностей для решения.

Иногда родители одаренных детей сталкиваются с негативными суждениями учителей, считающих, что необычность ребенка представляет собой проблему. Педагоги говорят о невнимательности, отсутствии интереса, которые расцениваются как слабохарактерность, требующую «преодоления». Хуже всего, что дети могут впитать подобные оценки, их самосознание искажается, и они начинают считать себя неудачниками, которые, в негативном смысле, отличаются от «нормальных» людей.

Еще одной проблемой может стать приобретение друзей и поддержание отношений с ровесниками. Ведь одаренным детям более интересно общаться либо со старшими детьми, либо с взрослыми, а с ровесниками им, кажется, не о чем говорить: те просто не понимают их интересов и стремлений. В результате эти дети начинают избегать общения с одногодками, еще более настраивая других против себя. Однако старшие ребята зачастую не принимают «малышню», а у взрослых не всегда находится время и желание для подобного общения. Таким образом, поскольку с одаренными детьми непросто дружить, они могут оказаться в изоляции.

Зачастую такие дети слишком много времени уделяют чтению, иногда уходя от реальности с помощью книг.
Одно из наиболее трагичных последствий может выразиться в том, что подобный ребенок может принять решение стать «как все» - то есть отказаться от собственной одаренности.

Именно поэтому задача взрослых – убедить себя и донести до ребенка мысль о том, что быть «другим» - совсем не плохо.

Одаренность ребенка представляет собой, по сути, некое «отклонение» от среднестатистической нормы, которое может принести множество хлопот как малышу, так и его близким. Ребенок не может выбрать место рождения, семью, а также повлиять на собственное развитие. Ему просто приходится мириться с собственной одаренностью. Поэтому воспитание маленького вундеркинда – это не просто радость, но и огромная ответственность. И развитие талантов ребенка вкупе с сохранением его индивидуальности – задача родителей. Именно они отвечают за его здоровье (физическое и психическое), а также формирование отношений как с окружающим миром, так и с людьми, его населяющими.

Tags: дети, психология, работа
Subscribe

  • Еще рабочее

    Все мы люди, а людям свойственно ошибаться. И при дрессировке собак ошибки тоже случаются. Так что ошибаться не страшно и не стыдно! Но важно…

  • Еще рабочее

    Иногда владельцы жалуются, что собака потеряла интерес к игрушкам, которые раньше считала ценными. Что делать, чтобы этого не происходило? Игрушки…

  • Мое рабочее психологическое

    Бесят ли вас так же советы про «позитивное мышление», как бесят они меня? Позитивное мышление: почему оно не работает *** Многие сейчас…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments