Elsie (elsie_by) wrote,
Elsie
elsie_by

Застенчивый ребенок

Дураки не бывают застенчивы, хотя застенчивость принимает все виды глупости.
(с) Ж.-Ж. Руссо


Что это такое застенчивость?

Застенчивость — явление гораздо более распространенное, чем думают многие, в особенности сами застенчивые люди. Исследования свидетельствуют, что около 40% подростков и взрослых считают себя таковыми. Когда вы или ваш ребенок будете особенно остро страдать от этого «недостатка», вспомните данный факт, и вы почувствуете утешение, убедившись, что, даже если окружающие скрывают свою застенчивость, значительная часть из них испытывает то же, что и вы.

Застенчивость - это внутренняя позиция человека, которая предполагает слишком большое внимание к тому, что о нем думают окружающие. Самовосприятие застенчивых людей обычно достаточно негативно, они остро ощущают свои действительные и мнимые недостатки и не знают или не ценят своих положительных качеств. Многие из них, относятся к разряду “тонкокожих”, т.е. особенно чувствительных к критике или даже подразумевающейся критике. Отсюда - желание избежать людей или ситуаций, несущих в себе потенциальную угрозу любого негативного суждения. Как следствие, человек предпочитает оставаться в тени, избегая общения с людьми.

Исследования показали, что наиболее подвержены застенчивости одаренные дети; единственные дети в семье; дети, опережающие в своем развитии ровесников; плохо развитые физически мальчики и другие дети, полагающие, что они так или иначе отличаются от других. Кроме того, ребенок может стать застенчивым в случае развода родителей или других семейных кризисов.

Застенчивость - это добродетель, «качество, характеризующее человека с хорошей стороны» - считают некоторые философы, художники и другие люди, предпочитающие одиночество компании. Одиночество необходимо им для того, чтобы писать, думать, создавать или общаться с природой. Если человек сознательно выбирает застенчивость, если она не мешает достижению его жизненных целей - в таком случае это - не помеха, а просто образ жизни с минимальным количеством социальных контактов. Однако вряд ли на земле существует человек, будь ему четыре или восемьдесят четыре года, который бы считал застенчивость огромным богатством. Гораздо чаще к ней относятся как к несчастью или нежелательному состоянию, вынуждающему человека прятаться от жизни во многих ее проявлениях, а иногда даже чреватому одиночеством.

Откуда берется застенчивость?

Большинству из нас в той или иной степени знакомо это чувство. Иногда оно, проявляясь в естественной осторожности, приносит пользу: служит защитным устройством, позволяющим человеку оценить возможные последствия своего поступка, прежде чем совершать его. Мы успеваем прикинуть результаты совершаемого нами действия, выбрать наиболее подходящий вариант, решить, что лучше всего сказать в данной ситуации и как поступить. Такой осторожный подход становится наиболее заметным при встрече с новыми, незнакомыми людьми (особенно если они очень отличаются от нас) или же в условия, когда правила игры нам не до конца ясны. Даже самый общительный ребенок станет с испугом жаться к своим родителям, когда толпа приехавших в гости родственников с громкими восклицаниями начнет обнимать и целовать его, приговаривая: «Что такое? Ты что, язык проглотил? Не бойся, я же не съем тебя!» Очень важно научиться смотреть на создавшуюся ситуацию глазами ребенка. В конце концов, представьте, что подумали бы инопланетяне о застенчивости земных жителей, если бы они судили о ней по тому факту, что мы почти не разговариваем с незнакомцами в лифтах! Так и ребенку сложно сразу вступить в контакт с незнакомыми людьми.

Часто корни застенчивости кроются в семье. Если любовь не дарится безвозмездно, то ее предлагают в обмен на что-то, например, в обмен на «правильное» поведение. Посыл такого стиля общения абсолютно ясен: ты хорош ровно настолько, насколько значительно твое последнее достижение. Любовь, одобрение и признание становятся товарами потребления, которые можно обменять на «примерное поведение». И что самое ужасное - при малейшем проступке можно легко лишиться их. Печальнее всего то, что неуверенный, застенчивый человек, привыкший к такому обращению, воспринимает это положение дел как абсолютно нормальное: ведь он якобы не заслужил прибавки к зарплате, приглашения на танец или повышения. Что же касается человека, которому дарят абсолютно безусловную любовь, то даже после нескольких неудач он не теряет веры в свою изначальную ценность.

Огромную роль в формировании застенчивости играет стыд. Список причин, по которым люди испытывают стыд, бесконечен: неудовлетворение собственными внешними данными, вредные привычки, чудаковатые родственники - это лишь немногие из них. Стыд делает людей неуверенными. Что возникает раньше: стыд или стеснительность? Возможно, они появляются одновременно.

Исследования показывают, что в Японии, где шестьдесят процентов опрошенных признали себя людьми стеснительными, чувство стыда принято использовать для коррекции поведения. Обычно японцы вырастают с глубоко укоренившимся в них убеждением, что они не имеют права хоть как-то «опозорить» свою семью. А «позор» может заключаться в чем угодно: плохой учебе, неудачно сыгранном футбольном матче, да вообще в любой житейской неудаче. Здесь полезно сравнить культурные ценности японцев и жителей Израиля. В Японии вся ответственность за неудачу ложится исключительно на плечи оступившегося человека, а вот за успех благодарят в первую очередь его родителей, учителей или Будду. Израильских же детей воспитывают абсолютно противоположным образом. Любое достижение приписывается исключительно способностям ребенка, в то время как неудачи валят на неправильное воспитание, неэффективное обучение, несправедливость и т.д. Другими словами, любые побуждения к действию поощряются и стимулируются, а неудачи не караются строго. Израильским детям просто нечего терять в случае поражения, а в случае успеха они могут получить все. Почему же не попробовать? Японские же дети, наоборот, ничего не выигрывают, а вот потерять могут многое, поэтому они всегда сомневаются, на риск предпочитают не идти и, таким образом, упускают свои шансы один за другим.

В нашем обществе дети воспитываются в соответствии с родительскими установками, которые, как правило, не сильно отличаются от традиционной японской системы ценностей. Как следствие, дети избегают неопределенности и новизны и нередко упускают шансы и возможности.

Большой вклад в дело формирования застенчивости вносит школа. Ни для кого не секрет, что молчаливость - это золотое правило, которое, смешиваясь с некоторыми другими золотыми правилами, определяет образ «идеального» ученика: он должен быть тихим и спокойным; умным, но не слишком. Порой пребывание в начальной школе напоминает тюремное заключение: часы вынужденного молчания и неподвижности. Детская неуемная энергия сдерживается в угоду порядку. Детей учат слушать и выполнять приказания, но их редко учат слушать своих ровесников и выражать собственные мысли. Рамки этой модели поведения с каждым годом становятся для ребенка все более тесными.

Как помочь ребенку?

Очень важно укрепить, стимулировать чувство собственного достоинства таких детей. Они часто принижают свои качества, поэтому им необходимо помочь в признании своих достоинств. Полезно составить список их положительных качеств и способностей. Исключительно важна похвала. Ругать малыша за то, с чем он пока не в силах справиться, в частности, за проявления застенчивости – значит лишь воздвигнуть между ним и собой серьезную преграду непонимания и отчуждения.

Не допускайте, чтобы за вашим сыном или дочерью закрепилась репутация робкого ребенка, и сами никогда не говорите о его застенчивости. Говоря о ребенке, вы можете сказать: «Ему нужно время, чтобы получше вас узнать».

Поощряйте детей высказывать свое мнение по любым вопросам.

Не заставляйте их слишком отличаться от сверстников. Если все друзья прекрасно себя чувствуют в джинсах и футболках, не вынуждайте свое чадо надевать строгий костюм.

Застенчивые дети часто испытывают беспокойство и считают себя хуже других. Они колеблются в принятии решений, не проявляют инициативы и не защищают себя. Нередко они неадекватно преподносят себя: их навыки общения бедны, а “телесный язык” слишком смиренен. Таким образом, застенчивый ребенок попадает в порочную ловушку “самоисполняющегося пророчества”. Его манеры и поведение указывают на неприятие другими, что, по существу, как раз делает это неприятие более вероятным. Поэтому обучение социальным навыкам и приобретение практики общения в повседневных ситуациях очень важны, чтобы вырваться из этого замкнутого круга.

Демонстрируйте детям незастенчивое поведение. Дети усваивают лучше, когда воочию видят, что и как надо делать, и когда перед ними есть пример для подражания. Если вы застенчивы сами, оглянитесь вокруг и посмотрите, нет ли среди членов вашей семьи или друзей человека, который мог бы стать положительным примером в данном вопросе. Если нет подходящих кандидатур, вы и ваш ребенок можете постигать эту науку вместе, наблюдая за поведением социально уверенных людей. Обратите внимание на “язык” их тела и слова.

Важно отличать застенчивого ребенка от ребенка, который просто менее экстровертирован и предпочитает уединение. Эти самодостаточные дети могут быть вполне довольны своей жизнью в отличие от застенчивых, которые воспринимают себя как людей “по ту сторону” и которые рады были бы вкусить радости дружбы, но боязливость и недостаточная уверенность в себе мешают им.

Серьезным коммуникативным барьером между членами семьи является телевизор, который приводит к отчуждению, однако в то же время телевидение может стать существенным подспорьем для родителей, которые хотели бы чаще говорить со своими детьми, но не могут найти темы для разговоров. Например, можно вместе посмотреть какую-нибудь передачу, а во время рекламных пауз обсудить то, что происходит на экране. Спросите своего ребенка, почему, по его мнению, герои ведут себя именно так и что бы он сам сделал на их месте. Научите детей пользоваться такими выражениями, как «я думаю», «я считаю» и т.д., ведь именно эти слова почти никогда не используются застенчивыми людьми.

Вследствие того, что застенчивые дети редко причиняют неприятности другим и обычно портят жизнь только себе, их часто не замечают. Стоит обратить внимание на проявление неудовлетворенности, печали и нереализованных возможностей, которые могут сопутствовать застенчивости. Уделите побольше времени вашему ребенку и приложите дополнительные усилия, чтобы помочь ему обрести уверенность, которая необходима для нормального участия в различных общественных ситуациях повседневной жизни.

Tags: дети, люди, отношения, психология, работа
Subscribe

  • Еще рабочее

    Человеку важно понимать язык собак. Зачем это нужно и как научиться это делать? Язык собак *** Увы, но до сих пор порой практикуется так…

  • Ловкачи vs Творцы

    Ни одно общество не бывает полностью справедливым, и наше, конечно, не является таковым. К сожалению, есть два типа влиятельных людей, и их методы и…

  • Еще рабочее психологическое

    Иногда ограничения бывают полезными. Очень часто мы планируем и ставим цели насчет того, что будем делать ежедневно. Однако не менее важно решить,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments