Elsie (elsie_by) wrote,
Elsie
elsie_by

Когда привычка в тягость…

Знакомо ли вам ощущение, как будто что-то подталкивает к совершению определенных действий, которые, даже будучи по существу рациональными и разумными, при многократном повторении становятся навязчивыми?

У леди Макбет, например, таким действием было мытье рук («Прочь, прочь, прокляое пятно!») И если в мытье рук самом по себе ничего плохого нет (даже наоборот), то его бесконечное повторение становится бессмысленным. Действиями леди Макбет, конечно же, руководила не врожденная аристократическая чистоплотность, а потребность «смыть» чувство вины за совершенное преступление. Но и нам, обыкновенным людям, порой характерны навязчивые действия, мысли или идеи.

Иногда это проявляется в ритуалах, связанных с «приметами». Например, некоторые люди остерегаются проходить под лестницами, не открывают зонтов в помещении и стучат по дереву «на счастье». Большинству знакомо явление, когда какой-то мотив, как гвоздь, застревает в мозгу, или когда в голове бесконечно прокручивается навязчивый разговор.

Навязчивость нередко сочетается с перфекционистскими, т.е. «улучшательскими» тенденциями, от бесконечного переписывания рабочего предложения до многочасовой «вахты» у зеркала в стремлении добиться действительно безукоризненной укладки.

В большинстве случаев люди могут управлять своим поведением, но некоторые, увы, оказываются в плену своих привычек. Их «планки» зачастую недостижимы, что вызывает чувство злости, горечи и неудовлетворенности от несбывшихся намерений и желаний.

Нет ничего необычного в том, что и детям свойственно то же самое. В возрасте от двух до семи лет они играют в игры в строгом соответствии с ритуалом, декламируют стишки, поют песенки и иногда проявляют навязчивость в повседневной жизни (например, стараются обходить трещинки на тротуаре).

Такое «ритуальное» поведение обычно вписывается в жизнь ребенка, но иногда начинает создавать неудобства и становится проблемой.

Ритуалы и чрезмерный перфекционизм часто возникают как попытка справиться с тревогой (например, скрещивание пальцев в ожидании объявления номера выигрышного лотерейного билета), но у детей уровень тревоги и беспокойства выше, поэтому они более склонны к «ритуальному» поведению.

Иногда такое поведение служит для отсрочки события, вызывающего страх или тревогу. Женщины часто поправляют одежду и бесконечно перепроверяют макияж, прежде чем появиться «на людях». Откладывая выполнение домашнего задания, дети могут долго раскладывать ручки и тетради. Если вы заметили, что ваш ребенок проявляет признаки навязчивого или перфекционистского поведения, чтобы избежать какой-то ситуации, выясните, что именно является причиной стресса – ведь только устранение причины может помочь изменить «симптом».

Часто дети-перфекционисты могут стремиться к совершенству, чтобы скрыть недостатки, которые они в себе видят. Довольно часто они считают себя плохими и недостойными людьми, терзаются, совершив даже малейший проступок, и испытывают затруднения в выражении эмоций. Особенно сложно им справиться со злостью.

Иногда это бывает результатом воспитания в излишне строгой семье, где многое считается «плохим», а на выражение негативных чувств наложен запрет, и таким образом потребность в выражении «плохих» чувств как бы сублимируется в привычку. В этом случас самое главное – поднять самооценку ребенка. Нужно поощрять проявление эмоций, научить быть более снисходительными к себе.

Разумеется, отступать от задач, которые кажутся сложными и потому откладываются, например, под предлогом наведения идеального порядка на рабочем столе – не выход. Вместо этого можно научить детей решать задачу поэтапно, при этом ставьте перед ними только достижимые цели. Хорошую услугу оказывает умение расслабляться и быть более раскованными в общении.

Если ребенок зациклен на раскладывании вещей на столе в определенном порядке и даже малейшее его нарушение чревато стрессом, научите малыша «организованному беспорядку», для начала – менять вещи местами. Это делается в виде игры и «воображаемой репетиции». Важно начать с того, что не вызывает у ребенка волнения или страха, а затем медленно двигаться вперед, не допуская слишком сильного беспокойства. Ребенку гораздо легче научиться преодолевать тревогу постепенно, начиная с небольшого. Ведь, будучи новичком, вы никогда не научитесь верховой езде, начиная сразу с брыкающейся необъезженной лошади.

Хвалите ребенка после каждого успешного шага. Чем более компетентным он себя чувствует, тем более уверенности будет в борьбе со страхами.

Можно также научить ребенка применять формулы самовнушения. Например, если ваше чадо тратит слишком много времени на мытье рук, можно научить его говорить себе: «Трех минут вполне хватит, чтобы помыть руки». Это можно делать одновременно с сокращением времени на затянувшуюся процедуру.

Большую пользу может принести таблица со звездочками за каждый успех. Когда накапливается определенное количество звездочек, малыш может получить какое-то вещественное вознаграждение. Это будет серьезным стимулом на пути к победе над поработившей привычкой.

Tags: дети, люди, психология, работа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments