Elsie (elsie_by) wrote,
Elsie
elsie_by

О развитии

По статистике, более половины семей предпочитают заполнять свободное время ребенка занятиями в различных кружках по интересам, клубах, секциях. Английский язык, логика, рисование, танцы, спортивные секции – выбор сейчас более чем широк. И родители, чьи дети не посещают никаких кружков (не важно, по какой причине), зачастую считают себя ущербными, мучаются от представления о собственном несовершенстве и угрызений совести от того, что не дают своим детям чего-то важного, винят себя за то, что не сумели заставить ребенка ходить в музыкальную школу или на плавание, и настоять на своем. А стоит ли это делать?

Куда отдать ребенка?

Чаще всего в кружки ребенка начинают записывать в возрасте 4 – 6 лет. В это время дети еще не так самостоятельны, чтобы говорить о сколько-нибудь сознательном выборе с их стороны или возможности противостоять принятому родителями решению. Поэтому особенно важно, чтобы взрослые не только подмечали наклонности своих детей, но и направляли их активность в нужное русло.

Специальные виды одаренности – к рисованию, музыке, лепке, пению – встречаются в дошкольном возрасте даже чаще, чем общая одаренность. Психика ребенка восприимчива практически ко всем видам обучения. Не случайно в детские хоры, танцевальные ансамбли, кружки рисования детей этого возраста принимают в основном без предварительного отбора. Их способности легко развиваются в ходе занятия. Более высокие достижения в этих сферах могут быть связаны с наличием задатков, богатым воображением, повышенным интересом и склонностью к данному виду деятельности. Поэтому на этом этапе важно попробовать разные возможности, посмотреть, что наиболее интересно ребенку, предоставить ему право выбора.

Создать условия для всестороннего или направленного развития малыша – задача каждой семьи. Но далеко не всегда из ребенка, подающего надежды, вырастает настоящий талант.

Людям свойственно загадывать на будущее, но делать это в отношении собственных детей порой небезопасно. В этом случае родительские ожидания тяжелым бременем ложатся на детские плечи. А интересы ребенка могут измениться. То, что раньше доставляло удовольствие, теперь делается исключительно под нажимом взрослых, которые уже напланировали и навоображали бог знает что, расписали будущее наследника чуть ли не на тридцать лет вперед. Ребенок же живет сегодняшним днем, категории «потом» и «раньше» почти недоступны его сознанию.

Успехи ребенка, безусловно, должны поощряться взрослыми. Но строить на них какие-то расчеты пока рано. Интересы, склонности и способности малыша еще неоднократно изменятся, и любимейшие вчера танцы сегодня могут не вызывать ничего кроме отвращения.

Безусловно, приобретенные умения не раз пригодятся ему в жизни, и не нужно считать напрасно потраченными время и деньги, если из малыша не вырастет знаменитый певец или ваятель. Формирование его способностей в этом возрасте принесет свои плоды в дальнейшем: обогатит личность ребенка, сделает ее более гармоничной, цельной и интересной для окружающих.

Когда маленький человек идет в школу, он начинает уже лучше понимать, чего ему самому хочется. И здесь все зависит как от интересов семьи, устремлений родителей, так и от желаний самого малыша. И замечательно, если эти составляющие находятся в гармонии. Ведь именно в этом случае у ребенка есть шансы добиться успехов в выбранной им деятельности.

Подростки уже начинают группироваться со сверстниками, ищут зоны интереса, и главная задача родителей – поддержать их в этом. Как раз в этот период подросшее чадо часто заявляет о том, что его устремления изменились и ваш выбор его больше не устраивает.

«Не пойду!»

Если ребенок проявляет стойкое нежелание ходить куда-либо, прежде чем заставлять и настаивать, стоит для начала разобраться, с чем это связано. Если такое нежелание возникло после периода стойкой увлеченности – это может быть потеря интереса, поиск другой сферы деятельности, неуспешность. В этом случае стоит ли настаивать на своем?

Я знаю уйму случаев, когда люди, окончив музыкальную школу, с треском захлопывали крышку фортепиано навсегда, иногда заодно проникнувшись стойким отвращением к музыке вообще, а годы, проведенные за обучением, считали потерянными зря, или тех, кто, отучившись в кружке по рисованию, больше никогда не брали в руки кисть и карандаш… Оно надо?

Возможно, интерес малыша сохранился, но произошел конфликт с педагогом или сверстниками. Тогда есть смысл помочь уладить недоразумение, а если это невозможно – найти другой кружок, тот, где ваше чадо поймут и поддержат.
Также нежелание ходить куда-либо может быть результатом депрессии, которая в подростковом возрасте встречается не так уж и редко. Здесь бесполезно заставлять и настаивать, нужно помочь ребенку выйти из этого состояния, и проблема с кружком решится сама собой. Внезапное снижение интереса может свидетельствовать и о резких изменениях в состоянии здоровья, в этом случае стоит проконсультироваться с врачом.

Возможно также, что малыш просто банально перегружен, и сил даже на самый любимый кружок уже не остается. Давайте просто посчитаем, сколько времени отнимают у ребенка дополнительные занятия. При этом учтите, что 10 часов ребенку нужно на сон, 5 часов отнимают занятия в школе и еще часа 2 – подготовка домашнего задания. Прибавьте еще полтора часа на еду, гигиенические процедуры и прочие нужные дела, как минимум 2 часа нужно оставить на прогулку на свежем воздухе и игры. Получается, что и на сами дополнительные занятия, и на проезд к месту их проведения остается не более 3,5 часов. Укладывается ли он в это время?

А может быть, ваш ребенок чем-то настолько увлечен дома (чтением, общением с животными, рисованием, музыкой), что для того, чтобы быть счастливым, и кружки ему не нужны?

Главное – честно ответить себе на эти вопросы. Ведь счастье вашего ребенка зависит пока только от вас.

Четыре результата учения

Иногда бывает и так, что родители сами, пусть и не желая того и даже не осознавая, «отбивают» у ребенка желание чему-то учиться, осваивать новое или продолжать заниматься чем-то, постоянно критикуя и поправляя его действия в данном направлении. И в этом случае даже любимое занятие вполне может превратиться в «каторгу».

Дело в том, что когда ваш ребенок чему-то учится, общий итог будет состоять из нескольких частных результатов. Вот четыре из них.

Первый, самый очевидный – это знание, которое он получит, или умение, которое освоит.

Второй результат менее очевиден – это тренировка общей способности учиться.
Третий результат – эмоциональный след от занятия – удовлетворение или разочарование, уверенность или неуверенность в своих силах.

Наконец, четвертый результат – след на ваших взаимоотношениях с ним, если вы принимаете участие в занятиях. Здесь итог тоже может быть либо положительным (остались довольны друг другом), либо отрицательным (пополнилась копилка взаимных недовольств).

К сожалению, здесь нас подстерегает опасность ориентироваться только на первый результат (выучился? научился?). Ни в коем случае не забывайте об остальных трех. Они гораздо важнее!

Не критикуйте ребенка, не поправляйте его, если он увлечен или сосредоточен. А если вы еще проявите искренний интерес к его делу, то почувствуете, как усилится взаимное уважение и принятие друг друга, так необходимое и вам, и ему.

Может возникнуть вопрос: как же ребенок научится, если не указывать ему на ошибки? Да, знание ошибок полезно и часто необходимо, но указывать на них нужно с особенной осторожностью. Во-первых, не стоит замечать каждую ошибку, во-вторых, ее лучше обсудить потом, в спокойной обстановке, а не в момент, когда ребенок увлечен делом, наконец, замечания всегда надо делать на фоне общего одобрения.

Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!»

Но если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. Тут вам окажут содействие волшебные слова «давай вместе». Они открывают ребенку дверь в область новых умений, знаний и увлечений. Если ребенок прямо просит о помощи, либо жалуется, что у него «не выходит», «не получается», что «он не знает, как» или вообще бросает начатое после первых неудач – это сигнал о том, что ему необходимо помочь. При этом возьмите на себя только то, что он действительно не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. И по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

Прежде чем заставлять – подумайте

Стоит ли настаивать на своем и заставлять детей заниматься чем-либо «из-под палки»? Здесь мнения расходятся. И для того, чтобы принять решение, стоит изучить все «за» и «против».

Конечно, занятия в кружках – это смена вида деятельности, стиля общения (в кружках он чаще всего более неформальный, чем в школе), круга общения, обстановки, в конце концов, это способ организации досуга ребенка. Это безусловные плюсы.

Занятия в секциях и клубах по интересам способствуют развитию способностей и повышению самооценки, но… только в том случае, если вы сделали правильный выбор. Поэтому, если ваш ребенок отказывается посещать спортивную секцию или музыкальную школу, возможно, это повод задуматься: вдруг вы мучаете уравнениями талантливого музыканта? Или заставляете рисовать способного шахматиста.

Остановитесь на минутку и ответьте сами себе на вопрос: может быть, получится прожить и без этого? Может, все это не стоит ваших нервов и слез ваших сына или дочки?

Присмотритесь, у ребенка обязательно есть способности, которыми можно гордиться. Причем ничуть не меньше, чем теми, которые сейчас кажутся вам самыми важными. Главное – суметь их разглядеть. Поверьте в ребенка и поддержите. Тогда он обязательно добьется успеха и станет более уверенным не только в конкретной узкой области, но и в жизни вообще.

«Можно привести лошадь к воде, но нельзя заставить ее пить,» - гласит американская пословица. Можно заставить ребенка чем-то заниматься, но будет ли от этого польза? Есть один важный закон: личность и способности человека развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.

Безусловно, родители могут настаивать на своих решениях, но только в том случае, если это не вредит ребенку, тогда, когда вы точно уверены, что отказ идти в секцию связан с сиюминутным настроением, а не является стойким нежеланием заниматься там вообще.

Жизнь все равно потом расставит все по своим местам. В конце концов, сколько человек, окончивших музыкальную школу, сделали музыку своей профессией? А каков процент добившихся действительно выдающихся успехов в этом? К тому же вряд ли этих успешных в свое время насильно таскали на занятия. А уж если человек сам хочет чему-то научиться, он сделает это в любом возрасте, даже будучи взрослым, и получит от этого массу удовольствия.

Если вы чувствуете себя виноватыми в том, что, возможно, ваш ребенок недополучает чего-то важного в жизни, помните, что ваша задача – увидеть и поддержать его задатки, а не реализовать свои несбывшиеся мечты и потешить собственные амбиции.

Об этом можно откровенно поговорить с ребенком, обсудить супругам между собой, в конце концов, обратиться к кому-то, кто поможет сориентироваться и, возможно, подскажет то, что вы не замечаете.

Tags: дети, люди, психология
Subscribe

  • Ганс Селье. Стресс и старение

    Существует тесная связь между работой, стрессом и старением. Стресс – это неспецифический ответ на любое требование в любое время. Старение – итог…

  • Выгорание: что это и как с ним бороться?

    Что такое выгорание? Выгорание наступает, когда требования к нам (с любой стороны) превышают наши возможности. Оно имеет накопительный эффект,…

  • «Здоровая личность» - что это?

    Разницу между психотиком, невротиком и здоровым человеком отражает одна штука (и шутка). Психотик говорит: «Я Наполеон!» - и искренне в это верит.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments

  • Ганс Селье. Стресс и старение

    Существует тесная связь между работой, стрессом и старением. Стресс – это неспецифический ответ на любое требование в любое время. Старение – итог…

  • Выгорание: что это и как с ним бороться?

    Что такое выгорание? Выгорание наступает, когда требования к нам (с любой стороны) превышают наши возможности. Оно имеет накопительный эффект,…

  • «Здоровая личность» - что это?

    Разницу между психотиком, невротиком и здоровым человеком отражает одна штука (и шутка). Психотик говорит: «Я Наполеон!» - и искренне в это верит.…