Elsie (elsie_by) wrote,
Elsie
elsie_by

Еще раз о методах

Учитывая то, что предыдущий пост на эту тему вызвал некоторый резонанс, хоть и не у меня, наверное, стоит кое-что все же добавить.

Когда-то давным-давно товарищ Локк выдвинул предположение о том, что каждый человеческий индивид рождается без всяких задатков, и то, что из него потом получается – целиком и полностью зависит от того, что будет в него вложено. И окрестил это явление tabula rasa, то бишь «чистая доска». Об это утверждение сломали кучу копий, периодически склоняясь то к одному, то к другому полюсу (мол, гены пальцем не раздавишь, а от осинки не родится апельсинка). А между этими крайностями витало и до сих пор витает множество самых разнообразных теорий, начиная от политики минимального вмешательства, от того, что нужно следовать за ребетенком и развивать его способности, заканчивая тем, что на войне все средства хороши, мол, «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». (Царь Соломон, Книга Притчей).


В общем, думали умные люди, думали, ломали-ломали копья, и решили, что проще всего будет проводить эксперименты. Эксперименты на людях – дело жестокое, хотя и таковые тоже проводились неоднократно, но всегда считалось, что проще потренироваться на кошках, например, на собачках, ведь в этом отношении законы природы для всех едины, а в плане психическом (эмоции, характер и все такое) мы от них не сильно отличаемся. Поэтому все, изложенное ниже, относится, опять таки, как к людям, так и к зверям.

***
В плане того, что же врожденное, а что приобретенное, показателен один давний эксперимент. Жила-была на свете собака породы фокстерьер. Для тех, кто не в курсе – это охотничья порода, выведенная для норной охоты на лис и обладающая соответствующими особенностями, как то, в частности, полное бесстрашие, сильная нервная система и повышенная злобность. Интересующая нас собака была ярчайшим представителем породы, потому для эксперимента подходила идеально, как и ее муженек, впрочем. И когда у них родились щенки, малышей располовинили. В смысле, половину оставили заботливой мамаше, а вторую определили в приемную семью – собачке, совершенно лишенной агрессивности, созданию трепетному и нежному, аки лань. И стали смотреть, что же из них повырастает.

Детки, выросшие с родной мамочкой, вышли типичными фокстерьерами: смелыми и злобными, готовыми пройти сквозь огонь и воду и вступить в драку с самим чертом, нимало не смущаясь его, черта, превосходящими размерами. Их же братики и сестрички, выросшие в приемной семье, хоть и отличались хорошей психической устойчивостью (в смысле, трусами не были), но вот агрессивности, казалось бы, свойственной всем представителям породы, оказались лишены напрочь.

Понятно, что подобных экспериментов на людях не проводил никто, по крайней мере, легально, но наблюдения за хомо сапиенсами дали примерно те же результаты, что и опыты с собачками.

Сейчас уже точно установлено, что есть вещь, которая однозначно заложена при рождении – это тип высшей нервной деятельности (четыре основных: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик – и их комбинации). От этого никуда не деться, тут уж как уродился. Так же, как никуда не деться от того, например, что именно биохимия (а точнее, количество митохондрий) определяет уровень нашей активности.

Но рвать на себе волосы от осознания фатальной предопределенности не стоит: характер (то есть способ реагирования и взаимодействия с внешним миром) – это все же вещь приобретенная, которая напрямую зависит от тех, кто нас окружает с самого нежного возраста, и в первую очередь, конечно, от родителей.

Даже происхождение психических отклонений пока не совсем ясно: врожденное это или приобретенное, а если приобретенное, то органика или обязано своим развитием психологическим факторам. Наверное, это все же что-то комплексное, но даже шизофрения, при наличии предпосылок, может никогда не проявиться, если детенка окружают любовью и вниманием.

А уж поступки… Когда-то я услышала фразу, которая, на мой взгляд, объясняет все. «Если ваш подопечные что-то делают – это именно вы их этому научили. Если же чего-то не делают (нужного, важного на ваш взгляд) – значит, вы их этому не научили.» Вот как-то так. Причем что интересно. Если вы на словах вбиваете в свое чадо высокоморальные принципы, а сами им не следуете – единственное, чему вы можете научить – это, увы, лицемерие. А если сами поступаете так, как хотели бы научить наследников – и говорить чаще всего ничего не придется.

***
Если на основании предыдущего поста возникло впечатление, что я утверждаю, что насильственными методами нельзя ничего добиться – это не так. Добиться, конечно же, можно. Я бы сказала, даже возможны варианты. Их три. Я пока больше не видела, хотя в работе сталкивалась со всяким. Если вдруг знаете еще вариации – поделитесь.

Первое – это агрессия. Она не обязательно выплескивается на того, кто первым запустил механизм силового решения проблемы. Даже чаще всего не на того. Ребенку, конечно же, сложно в открытую воевать против родителя, хотя встречаются те, кто пытается. Обычно достается тем, кто слабее (домашние животные, другие дети и т.п.). А потом родители удивляются, например, почему же их ребенок такой драчливый. Или почему кот от него шугается. Хотя вряд ли стоит удивляться тому, что закрепляется схема, которой научили.

Второй вариант – это то, что внешняя сторона поведения действительно может измениться. То есть имеется шанс, что делать будут то, что вы хотите. Но только в том случае, если вы будете процесс контролировать «от и до». При этом осознание «хорошо – плохо» не придет все равно. И если вы отвернетесь – ну, сами виноваты, надо было лучше контролировать. Я называю это лицемерием.

Вариант номер три, по мне, хуже всего. Он называется «выученная беспомощность». Злые люди проводили один эксперимент. Они сажали собак в клетки и подводили к клеткам ток. И собака никак не могла избежать действия этого тока. Заканчивалось все очень печально: собака просто ложилась и переставала реагировать на окружающую действительность. И даже если ситуация менялась, даже когда ей больше ничего не угрожало – ее поведение оставалось тем же: вялым, апатичным и беспомощным. Это на самом деле страшно, когда живое существо перестает исследовать окружающий мир, потому что кругом подстерегает опасность. И коренным образом меняется мотивация: вместо нацеленности на достижение успеха формируется стремление только лишь избегать неудачи.

Насилие и наказания как его проявление ничего не меняют в сути, они «лечат» симптом – это в лучшем случае, - а причина все равно остается. А если она остается – вырастет новый симптом. Не зря говорят, что хороший врач лечит человека, а не болезнь. И получается как в фольклоре о том, что энурез сменяется энкопрезом. Ну, то есть, если ваш ребенок грызет ногти, можно, конечно, его за это муштровать или мазать пальцы всякой гадостью и даже добиться успеха, но… место прежнего симптома через некоторое время займет новый, например, нервный тик или еще что-нибудь (организм на эти вещи жуть как изобретателен). Противоприкусочный ошейник на лошади не избавит ее от проблем с желудком, даже если она перестанет заглатывать воздух. Можно, наверное, отучить собаку выть в ваше отсутствие с помощью электрошокового ошейника (я не пробовала, но говорят, что иногда можно) – только тогда не стоит удивляться, что она стала агрессивной или трусливой. Продолжать можно долго, но смысл?

Потому что если кто-то делает то, что вы считаете ужас-ужас, то здесь два варианта. Либо этого некто не научили тому, что это вот ужас-ужас, может быть, вы же и не научили, и он просто не в курсе (так бывает, правда), и тогда бить его ногами за это просто жестоко, а надо объяснить. Либо у этого некто есть какие-то веские причины поступать именно так. Потому что сам по себе никто ведь не хочет быть плохим. И тогда надо эти причины искать и устранять, именно причины. И по возможности научить как-то исправлять последствия. Это единственная действенная вещь, которую вы можете сделать.

Разумеется, все это относится к личным отношениям. Потому что если на вас напал маньяк или ограбили вашу квартиру, например, – это вряд ли что-то личное и к данной теме отношения не имеет.

***
Недавно поняла про себя одну вещь. Я не люблю работать с детьми. Точнее, нет. Я люблю, но только в одном случае: если родители понимают, что невозможно изменить ребенка, если они не изменят отношение и способ взаимодействия с ним. Потому что иначе можно сколько угодно долго толкать камень в гору, а он все равно будет скатываться и еще при этом крепко засандалит тебя по голове. Очень неприятные ощущения, знаете ли. Очень.

Например, приходят и говорят: мой ребенок врет, сделайте с ним что-нибудь. Достаньте волшебную палочку (мы же знаем, у вас есть) – и превратите его в другого ребенка, правдивого. И желательно вот прям щас, за один раз. А когда я предлагаю (иногда прямым текстом, иногда долго подвожу) разобраться, почему же так происходит и что мешает несчастному отпрыску говорить правду – сильно удивляются, что они тоже могут быть в это вовлечены. Если соглашаются разобраться – я всегда очень-очень радуюсь. А иначе просто жалко человечка, но бессмысленная деятельность утомляет. Угнетает. Расстраивает.

Когда-то я думала, что можно изменить мир. Одна моя знакомая в таких ситуациях обычно говорит: «Авотх@#». Сейчас я знаю, что измениться может только тот, кто очень этого хочет. Дети обычно лишены права выбора и страдают больше всего. Звери тоже страдают, но про детей я знаю больше, я с ними и их родителями работала.

***
Т.Н. приходила с В., своим 14-летним сыном, и с порога начинала рассказывать, как все плохо, какой он негодяй и малолетний преступник, как он сводит ее в могилу и никаких нервов не хватает, и вообще. На самом деле ничего жутко страшного в «вообще» не было. Да, подросток, не самый простой, это точно. Но одно было совершенно ясно: что проблема не в его невыносимом характере.

Однажды я, почти отчаявшись, предложила: а давайте составим договор. Например, на неделю, или на две. И зафиксируем прямо там, что каждый из вас должен за это время сделать хорошего. А через две недели, допустим, обсудим, что из этого вышло.

Прошло две недели, и мы снова встретились тем же составом. И первой фразой, которую сказала Т.Н., было: «Все плохо», и дальше шло перечисление страшных и ужасных преступлений В. против человечества в ее лице. Подождите, говорю, мы же составляли договор. Давайте достанем его и посмотрим, что у нас получилось.

Меня не очень удивило, что по всем пунктам, за которые отвечал В., было все сделано. Я-то примерно этого и ожидала. Что вот и это есть, и это есть, и с этим хорошо. Видите, говорю, вот же хорошо. И жду. Т.Н. молчит. Пытаюсь не очень сильно злиться, говорю: «В., какой же ты молодец, как у тебя здорово получилось!» В. смотрит на маму, а она… отворачивается. Больше всего в этот момент хотелось взять что-нибудь потяжелее и треснуть ее по голове. Останавливало одно: ни ей, ни В. это не помогло бы никак. Дыши, Катя, дыши, говорю себе, она не плохая, она старается, она делает лучшее из того, что может, она просто не видит, и ей надо помочь…

Потом, уже без В., пытаюсь сказать, что когда мы строим дом, то начинаем с фундамента, потому что, в самом деле, нельзя строить его с крыши и думать, что она будет висеть в воздухе, пока мы не сподобимся возвести стены. А фундамент можно построить только на том, что у нас есть, а не на том, чего пока нет. И нужно замечать то хорошее, что есть, и хвалить за это, вместо того чтобы пилить за то, что пока не получается. Потому что иначе выходит, что все хорошее – оно напрасно – его все равно не заметят и не оценят…

Когда она выходила, в холле стояла коллега, которая только что закончила заниматься c трехлетним Д., младшим сыном Т.Н. Она посмотрела им вслед и задумчиво произнесла: знаешь, похоже, что лет через десять у них будут серьезные проблемы…

Tags: дети, жЫзненное, животные, люди, отношения, психология, работа
Subscribe

  • Еще рабочее

    Все мы люди, а людям свойственно ошибаться. И при дрессировке собак ошибки тоже случаются. Так что ошибаться не страшно и не стыдно! Но важно…

  • Еще рабочее

    Иногда владельцы жалуются, что собака потеряла интерес к игрушкам, которые раньше считала ценными. Что делать, чтобы этого не происходило? Игрушки…

  • Мое рабочее психологическое

    Бесят ли вас так же советы про «позитивное мышление», как бесят они меня? Позитивное мышление: почему оно не работает *** Многие сейчас…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

  • Еще рабочее

    Все мы люди, а людям свойственно ошибаться. И при дрессировке собак ошибки тоже случаются. Так что ошибаться не страшно и не стыдно! Но важно…

  • Еще рабочее

    Иногда владельцы жалуются, что собака потеряла интерес к игрушкам, которые раньше считала ценными. Что делать, чтобы этого не происходило? Игрушки…

  • Мое рабочее психологическое

    Бесят ли вас так же советы про «позитивное мышление», как бесят они меня? Позитивное мышление: почему оно не работает *** Многие сейчас…