Elsie (elsie_by) wrote,
Elsie
elsie_by

Categories:

Пат Парелли. Natural Horsemanship. Обзор. Знания (часть 2)

Три системы — Уважение, Импульс, Гибкость

Как по мне, лошадь очень проста. У нее есть система уважения, система импульса и система гибкости. В этой книге я попытаюсь объяснить мою философию работы с каждой системой и их контроля.

Когда я смотрю на лошадь, я пытаюсь быть диагностом и психоаналитиком одновременно. Я смотрю на лошадь в большой степени так же, как механик посмотрел бы на бензиновый двигатель с его тремя системами: воздух, топливо и зажигание. В диагностировании важно знать корень проблемы и то, какая система является ее причиной.


Будучи животным-жертвой, лошадь обладает врожденной табунностью, клаустрофобией и является «поддающей газу». С Патом в седле, эта серая лошадь научилась оставлять Матушку Природу в стороне, даже несмотря на то, что ее естественный враг, пума, находится прямо над ней. С помощью Natural Horse-Man-Ship лошадь может научиться быть более храброй, меньшим клаустрофобом и лучше контролировать потребность убежать от страха.


У этой лошади определенно проблемы со всадником. В 99% процентах случаев психологические проблемы вызывают эмоциональные проблемы, которые в свою очередь являются причиной физических проблем. В этом случае, психологическая проблема лошади в том, что она не понимает, что от нее хотят. Это, в свою очередь, вызывает испуг. А испуг заставляет взбрыкивать, чтобы сбросить "хищника" со спины.

Как я говорил, у лошади есть три системы: уважение, импульс и гибкость. Система уважения – это психологический сбор; система импульса – это эмоциональный сбор; и система гибкости – это физический сбор. Если вы посмотрите на лошадь таким образом, станет легче диагностировать суть проблемы. В 99% случаев психологические проблемы вызывают эмоциональные проблема, а те становятся причиной физических проблем.

Поскольку человек использует прямолинейное мышление, к тому времени, когда он замечает, что что-то действительно происходит, он видит только физическую сторону проблемы и так ее и диагностирует. Например, лошадь начинает становиться неуправляемой. Человек чувствует, что если только он заставит лошадь «подобрать» нос, чтобы голова держалась вертикально, он получит контроль над лошадью, и она будет в сборе. Он обычно использует физические или механические средства для того, чтобы этого достичь. Вместо того, чтобы вступить в разговор с лошадью, он заканчивает борьбой с ней. Это и есть прямолинейное мышление.

При латеральном мышлении, вы в первую очередь добиваетесь уважения лошади и импульса, и таким образом, она будет психологически и эмоционально собрана. Поэтому вам не придется искать способы добиваться физического сбора. Вы можете отложить это до того времени, когда превратите базовые основы ее развития в продвинутую коммуникацию.

Как вы добиваетесь от лошади уважения, импульса и гибкости? Каждая система будет объяснена отдельно.

Уважение

В первую очередь вы должны добиться уважения лошади на земле. Она либо уважает вас и то, что вы просите ее сделать, либо не уважает. В Natural Horse-Man-Ship мы используем техники боковых сгибаний, чтобы завоевать уважение на земле. Эти техники описаны в последующих главах.

Уважение сложно заслужить и легко потерять; поэтому вы должны изо всех сил стремиться сохранить его.

Вы также должны заслужить уважение лошади во время езды верхом. Но вначале, однако, вы завоевываете доверие лошади, доказывая, что вы – альфа-животное (главное животное, лидер) на земле. Именно здесь начинаются отношения. Это первый и главнейший способ заслужить уважение лошади. Но прежде чем вы добьетесь ее уважения, вам нужно вложить в это сердце и желание. Если вы имеете дело с лошадью, которая не хочет быть рядом с вами, то завоевание ее уважения – это пустая и бессмысленная затея. Потому что если она не хочет находиться рядом с вами, она не будет ни уважать вас, ни что-либо делать ради вас.

Существует много способов сделать так, чтобы лошадь хотела находиться рядом с вами. Один способ – это обеспечить множество маленьких удовольствий, таких как зерно, морковь, сахар или почесушки. Часто вы будете слышать советы не доставлять лошади этих удовольствий из страха, что вы можете избаловать ее. Я полагаю, существуют способы научиться доставлять лошади удовольствие и в то же время пользоваться ее уважением в отношениях с вами. В этих отношениях вы должны быть лидером, а лошадь – последователем. Вы устанавливаете отношения в шести уступках.

Эти шесть уступок – шесть базовых движений, которые может делать лошадь: идти вперед, назад, вправо, влево, вверх и вниз.

Теми же самыми движения мы управляем с помощью боковых сгибаний. Есть три подхода, которые лошадь может усвоить в этих шести вещах: a/ Она может спасаться от вас этими шестью способами. b/ Она может не уважать вас этими шестью способами; или c/ Она может делать уступки на вас и от вас этими шестью способами.

Важно понимать разницу между бегством, неуважением и уступкой давлению. Бегство обычно происходит от страха или замешательства. Неуважение – следствие пренебрежения или презрения по отношению к человеку. А уступка давлению на вас или от вас – следствие уважения к человеку как к лидеру.

Лошадь станет уважать человека, если он будет выполнять свои четыре обязанности, это: 1/ не действовать как хищник (психологически, эмоционально и физически приспосабливаться); 2/ выработать независимую посадку; 3/ думать как лошадь, а не как человек; и 4/ использовать естественную силу фокусировки. (далее в этой главе вы прочтете больше об ответственности человека и лошади.) По поводу последнего, если вы фокусируетесь на том, куда вы идете и что хотите делать, ваша лошадь почувствует вашу решительность, будет уважать вас за это и последует за вами как за лидером.

Я готов дать вам $1,000, если вы покажете мне кого-либо, кто держит эти четыре вещи под контролем, против $10, которые вы дадите мне за каждого, кто этого не делает, кого я смогу показать вам. Я могу показать вам тысячи лошадей, которые не уважают людей, потому что люди не доказали лошадям (с помощью боковых сгибаний), что они заслуживают уважения, на земле.

Импульс

Как добиться от лошади импульса? Импульс – это, вероятно, одна из наиболее сложных концепций для понимания, так как это необходимый эмоциональный сбор. Множество людей думают, что они добиваются импульса от лошади, когда лошадиный мотор работает, когда она идет вперед. На самом деле, импульс контролируется направленной вперед энергией, которая идет от зада (от задней части лошади). Это является результатом психологического сбора или уважения, которые, в свою очередь, используют эмоциональный сбор лошади.

Мы все ездили на эмоционально разболтанных лошадях. «Разболтанный» - это слово-антитезис или просто противоположность «собранного». Эмоционально разболтанная лошадь двигается от зада и идет вперед, но убегая. Это не уступка. Бегство лишено импульса.

Через шесть направлений уступок импульс становится естественным, потому что он уже есть у лошади. Все, что нам нужно сделать – это управлять лошадью таким образом, чтобы она не растеряла его, когда мы садимся на нее. Кроме всего прочего, в верховой езде то, что мы пытаемся сделать – это побудить лошадь действовать естественным образом, но с человеком на спине.

С импульсом в физическом смысле, "идти равнозначно стоять, а стоять равнозначно идти." Это значит, что если вы стремительно трогаетесь с места, у вас должны быть равнозначно красивые переходы к замедлению. С большинством лошадей требуется менее 4 унций усилий, чтобы стремительно тронуться с места, но 400 фунтов – на то, чтобы сделать переход к замедлению. Другими словами, нужно очень мало, чтобы они двинулись вперед, но много, чтобы остановить их.
С другими лошадьми, требуются усилия, чтобы заставить их двигаться, но минимальный намек, чтобы они замедлились или остановились. Это другая крайность, которую я называю не-реагированием. Импульс – это достижение баланса между «вперед» и «стой», где оба равнозначны. Должны требоваться одинаково минимальные усилия как на то, чтобы побудить лошадь двигаться полным ходом, так и на то, чтобы замедлиться или начать осаживать.

Гибкость

Чтобы достичь физической гибкости, лошадь должна быть психологически гибкой, а это достигается, только при наличии человека, который сам обладает гибкостью, который способен приспособиться и действовать в соответствии с любой ситуацией. Если человек гибок, лошадь тоже может быть гибкой.

Негибкость можно увидеть в лошади, которая плохо уходит от конюшни, но начинает танцевать джигу по дороге к конюшне; или когда в полях на лошади можно ездить, только если вокруг тихо. Если становится немного шумно, она начинает нервничать и беспокоиться из-за окружающей обстановки. Существует множество других способов увидеть недостаток психологической гибкости у лошади.

Если у вашей лошади проблемы с психологической гибкостью, возвращайтесь к завоеванию ее уважения, прежде чем добиваться импульса или физических аспектов гибкости.

В отношении физических аспектов гибкости, существует два их типа: боковые сгибания и вертикальное сгибание. Боковые сгибания призваны контролировать лошадь, а вертикальное сгибание – для коммуникации с лошадью.

Чтобы проникнуться уважением к боковым сгибаниям, думайте о лошади как о стреле. Чем она прямее, тем сильнее, тем дальше она может пройти. Чем более она согнута, тем меньше у нее шансов куда-то дойти. Например, если вы натягиваете левый повод у лошади, которая бежит, и останавливаете ее левую сторону туловища, правая сторона не может бежать быстрее, чем левая. Так что если левая сторона образовывает полную дугу, правая сторона также образует дугу, и наоборот. Лошадь будет двигаться по вольту. Вы будете контролировать тело лошади и, следовательно, саму лошадь.

Вертикальные сгибания – это больше, чем просто опустить и «подобрать внутрь» нос лошади. Думайте о теле лошади как о гибком пруте. Основание прута, его толстая часть, сравнима с задней частью лошади. Верхушка или тонкий конец – как голова и шея. Согните прут так, чтобы тонкий конец уходил вниз и внутрь (как шея лошади, когда ее голова на вертикали). Когда прут согнут, он становится прочнее в верхней части изгиба, и придает силу основе (или задней части лошади). Вот что происходит, когда вы «включаете» заднюю часть лошади.

Это хорошо настолько, насколько лошадь усвоила правильный подход. Запомните, лошадь – это создание на четырех ногах. Если она испугана или в панике или не уважает вас, а вы используете вертикальное сгибание, вы просто «включаете» ее заднюю часть и делаете ее более мощной и возможно более опасной. Часто можно увидеть понесшую лошадь, чей нос притянут к груди. Для того, чтобы лошадь свечила, тащила или делала еще что-то подобное, ей нужна сила задних ног. Поэтому использование вертикального сгибания – это великолепный способ побудить лошадь делать то, что вы не хотите, чтобы она делала, в усиленном варианте.

C другой стороны, использование одного повода для бокового сгибания отбирает у лошади силы, потому что заставляет ее поставить задние ноги крест накрест. Это ставит ее в неустойчивую позицию и «выключает» ее заднюю часть. Чтобы быстро почувствовать это, вы можете подставить свою левую пятку к правому носку. Левая нога впереди, правая нога сзади. Видите, как неустойчиво сейчас ваше положение? Тогда как если вы широко расставите ноги, ваше тело займет устойчивое положение; т.е. «включится». Будучи «выключенной», лошадь обладает недостаточной силой, чтобы тащить, свечить и т.д.

Динамика движения лошади

Для того, чтобы быть эффективным лошадником, вы должны знать, как двигается лошадь, как работают ее ноги, чтобы она могла действовать. Знание того, где находятся ноги лошади в каждый момент времени и как распределен ее вес, помогает вам понять, как помочь ей сделать то, что вы от нее хотите, с помощью естественного баланса.

У лошади есть пять естественных аллюров: шаг, рысь, кентер, галоп и осаживание. Конечно, аллюрные лошади, такие как Tennessee Walkers и Paso Finos, выходят за рамки этой нормы.

В этой книге, однако, я буду подразумевать абсолютное большинство лошадей, которые обладают пятью вышеупомянутыми аллюрами. Схема постановки ног лошади различна для каждого аллюра, и число тактов, которые попадают на каждый шаг, свое для каждого аллюра.

Такты в каждом аллюре: 1/ шаг - четыре; 2/ рысь - два; 3/ кентер - три; 4/ галоп - четыре; 5/ осаживание - два.

Когда лошадь стоит спокойно, как во время остановки, все четыре ее ноги стоят одновременно. Однако я хочу сказать, что у лошади есть пять естественных аллюров и положение, именуемое остановкой.

Далее идет описание каждой из схем постановки ног. Фотографии демонстрируют их последовательность.

1/ Шаг – Если бы вы начали считать каждый из четырех тактов, начиная с передней ноги, схема была бы такова: правая передняя, левая задняя, левая передняя, правая задняя. Но если вы начнете считать с задней ноги, схема будет следующей: правая задняя, правая передняя, левая задняя, левая передняя.

2/ Рысь – Рысь имеет два такта, потому что ноги работают в диагональных парах: правая задняя - левая передняя, и левая задняя - правая передняя. Чтобы отправиться направо, я предложил бы вам приподниматься на стременах, когда правая задняя и левая передняя ноги подняты, и наоборот.

3/ Кентер – Это трехтактный аллюр, при котором лошадиные ноги ударяются о землю в следующей трехтактной манере. Поднимаясь с левой ноги: правая задняя нога ударяется о землю первой, за ней следует диагональ левая задняя и правая передняя, и затем левая передняя нога опускается последней. Для подъема с правой ноги: левая задняя нога ударяется о землю первой, за ней следует диагональ правая задняя и левая передняя, после этого правая передняя нога опускается последней. Есть и момент подвисания, когда все четыре ноги оторваны от земли, после того как ведущая передняя нога ударится о землю и до того, как начнется новый темп, начиная с передней ноги.

Примечание: Один из трех тактов – пара диагональных ног, ударяющихся о землю одновременно. Вернитесь назад и изучите диагонали на рыси, чтобы увидеть корреляцию.

4/ Галоп – Хотя галоп является самой быстрой вариацией кентера, это обычно четырехтактный аллюр. Однако здесь все еще остается ведущая нога, как при кентере. Для подъема с левой ноги, схема тактов следующая: правая задняя, левая задняя, правая передняя, левая передняя. Для подъема с правой ноги: левая задняя, правая задняя, левая передняя, правая передняя. Момент подвисания следует за ведущей ногой, как и при кентере.

5/ Осаживание – Осаживание, как и рысь, двухтактный аллюр, таким образом они связаны. Когда лошадь осаживает естественно и без помех, она делает это в двухтактной диагональной манере.

Только при традиционном вмешательстве (в отличие от естественного руководства) со стороны всадника, лошадь переключается на неуклюжий четырехтактный аллюр.

По схеме постановки ног, лошади в действительности «рысят» назад. Их ноги двигаются в диагональных парах, как и на рыси, только назад: правая передняя двигается с левой задней, а левая передняя – с правой задней.

К этому моменту вы, вероятно, видите тесную связь между осаживанием и рысью. Вы обнаружите, что единственная реальная разница между ними двумя – это факт, что при осаживании вес лошади смещается назад с 51 до 70 процентов. Рысь – единственный аллюр, который лошадь может делать на месте, потому что ее вес распределен 50/50. Она может буквально рысить на месте.

Поскольку и рысь, и осаживание содержат диагональное движение, вы должны понимать, насколько часто лошадь использует эти диагонали в естественных движениях. Например, в кентере один из трех тактов – диагональное движение. Поэтому, совершенствуя осаживание и рысь, вы будете лучше понимать, как координироваться с задними ногами лошади при кентере. Например, отслеживая левую заднюю ногу в диагональном движении на рыси (вместо правой передней), вы можете попасть в ритм движения вашей лошади для подъема в кентер с левой ноги.

По собственной воле лошади обычно не осаживают и не двигаются вбок часто. Однако мы часто используем эти маневры в верховой езде, и поэтому лошади нужно познакомиться с ними и чувствовать себя комфортно, выполняя их. Чем лучше ваша лошадь уступает, осаживая, так же как и в сторону, тем лучше она будет делать что-то еще. Я имею в виду, что если вы развили в своей лошади легкость, гибкость и умение правильно реагировать в достаточной степени для того, чтобы осаживание и сайд-пасс давались ей легко, вероятно, она также достаточно легкая, гибкая и отзывчивая для всех других маневров.

ШАГ — четыре такта

Описание следующих аллюров относится к положению ног лошади на земле, за исключением шага. Чтобы эффективно показать шаг на чередующихся фотографиях, нога должна только опускаться на землю, так что она показана поднятой на фото.


Первый такт – правая передняя


Второй такт – левая задняя


Третий такт — левая передняя


Четвертый такт – правая задняя

РЫСЬ — два такта


Первый такт — правая задняя и левая передняя


Второй такт — левая задняя и правая передняя


Третий такт — правая задняя и левая передняя


Четвертый такт — левая задняя и правая передняя

КЕНТЕР — три такта


Первый такт — левая задняя


Второй такт — правая задняя и левая передняя


Третий такт — правая передняя


Подвисание

ГАЛОП — четыре такта

Последовательность показывает подъем с правой ноги.


Первый такт – левая задняя


Второй такт — правая задняя


Третий такт — левая передняя


Четвертый такт — a/ Правая передняя


b/ Отталкивание правой передней


Подвисание

ОСАЖИВАНИЕ — два такта


Первый такт – правая передняя и левая задняя


Второй такт – левая передняя и правая задняя


Первый такт - правая передняя и левая задняя


Второй такт – левая передняя и правая задняя

Tags: Парелли, животные, книги, лошади
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments