Elsie (elsie_by) wrote,
Elsie
elsie_by

Categories:

Королевские белые лошади. Испанская школа верховой езды в Вене


В нашей сетке выложили, я, чтобы дать отдых мозгам, умыкнула, вот буду впечатлениями делиться.:-) Фильм, понятно, популярный, то есть тем, кто «в теме», наверное, не слишком интересный. Но, поскольку я - самый настоящий чайник, мне понравилось. :-)

В одном отношении лошадок жалко. Потому что до трех лет они живут на свободе, в табуне, на огромных пастбищах, а потом их привозят на обучение – и такое ощущение, что кроме конюшни/плаца/манежа они больше ничего не видят. Может, в реальности все не так, и я буду рада, если ошибаюсь, но по фильму складывается именно такое ощущение.

А так – картинка очень впечатляющая. Безумно красивые лошади, зрелищные представления.
Но – ничего не могу с собой поделать – я сейчас еще больше не люблю спортивную выездку (если есть еще куда больше) – ибо вот есть с чем сравнивать. Не из-за железок даже я ее не люблю – в классике вон железо тоже никто не снял. Но там все как-то очень спокойно. И лошади спокойные. Движения кажутся естественными и непринужденными, и для сбора не нужно скручивать в бараний рог – все как будто так и должно быть, понимаете, как будто природой предназначено. Нет дерганости, которая сплошь и рядом в спорте, нет сопротивления. Хотя в Венской школе почти (или исключительно) одни жеребцы, похоже. Но вот как-то невозможно себе представить, что кто-то из этих лошадей вдруг сбросит всадника, как случилось на выступлении именитой Анке Ван Грюсвен, и будет обезумевшим метеоритом носиться по манежу.

Как озвучили в кино, на подготовку лошади уходит 10 – 13 лет. Учитывая, что только в 3 года с ними начинают работать, то возраст, когда лошадь считается обученной – это в лучшем случае 13 – 16 лет. Знаете, что вам скажут в спорте про 16-летнюю лошадь, ежели вы ее там вдруг случайно отыщете? Стааааарая!

Интересные факты из истории липицианов приводятся. В частности, об операции «Ковбой», когда в 1945 г. поголовье «королевских белых лошадей» спасали от Советской Армии. В общем, ежели тема интересует – смотрите. :-)

***
И немного информации о самой системе обучения лошадей, применяемой в Венской школе, если кому интересно – отсюда.

В чем же сущность «классической школы» или «классического верхового искусства»?
Подгайский выражает цель выездки так: «Всадник должен чувствовать, что он является частью своей лошади». Такая гармония лошади и всадника — это главное отличие классической езды. Венская школа по своим традициям и конскому материалу склонна искать гармонию путем постоянного повышения сбора. Совершенство выполнения упражнений в максимальном сборе характеризуют такие примеры:

Нидермейер (обер-берейтор с 1867 по 1887 г.) показывал пиаффе, изменяя ритм движений точно по метроному, ритм которого изменяли посетители. На крупе его лошади при исполнении пиаффе стоял полный стакан с водой.

Мейкснер считал лучшей пробой выезженности лошади упражнение, которое сам иногда демонстрировал: двигаясь галопом по средней линии манежа, выполнял через каждые два маха галопа пируэты переменно налево и направо, каждый пируэт ровно шесть махов галопом, — всего восемь пируэтов налево и направо. И, пожалуй, правы были такие берейторы, которые обижались за сравнение их с цирковыми наездниками. Венские наездники гордо заявляли, что в цирке никогда не бывает такой выезженности и эластичности лошадей.

Неизменность идеалов способствовала образованию в Вене строго регламентированной методики подготовки лошадей. Последовательность упражнений в целом цикле подготовки и в каждом уровне очень стандартна. Вся подготовка делится на три фазы:

Первая фаза (один год) называется - езда прямо вперед. Лошадей берут в работу с 3,5-летнего возраста. Сначала их приучают двигаться и уравновешиваться на корде, потом выезжают ездой по прямым линиям, свободно, без малейшего сбора. Большое внимание уделяют спокойствию, ритму, контакту с поводом. Специальных упражнений не требуют, к концу года доходят до правильного подъема в галоп. В седло сажают обычно только молодых, начинающих всадников, так как старые будут слишком требовательны.

Вторая фаза (около одного года) — строевая езда. Развивают аллюры, импульс, гибкость лошадей, работают много на крупу, в углах, боковыми движениями на рыси. Применяются полуодержки, выпрямление, езда в сборе. В конце периода вырабатываются остановки, пируэты на шагу, осаживание.

Третья фаза может быть очень продолжительной. Это вся высшая школа. Упражнениями высшей школы начинают только на совершенно послушной, мягкой, собранной лошади. Естественные аллюры должны быть лучше развиты, лошадь физически заметно красивее и сильнее, чем в начале подготовки.
Сейчас принято сложные упражнения начинать с менки ног на галопе, которые развивают до менки в два этапа. (В Вене менку ног в один темп считали цирковым трюком, но в книге Подгайского дается описание этого упражнения.) После менки следуют пируэты на галопе, потом пиаффе и пассаж.

Когда лошади уже совершенно обучены пиаффе как в руках, так и под всадником, в пилярах и в длинных поводьях (вожжах), начинают работу над школьными прыжками. Подготовкой к ним является левада, которая достигается увеличением сбора во время пиаффе до того, что вся тяжесть лошади переносится на задние ноги и передние ноги сгибаются под передом. Лошадь не должна вставать на дыбы, и такая стойка при хорошем исполнении абсолютно неподвижна, как конная статуя.

Из этого положения махом переда вверх и отталкиванием задними ногами получается круппада, несколько (2—5) маленьких прыжков на задних ногах называется курбет. Труднейшие прыжки — баллотада и каприоль — требуют сильнейшего толчка, при котором корпус лошади будет в воздухе в горизонтальном положении.

Школьные прыжки довольно спорные упражнения. В Вене считают их естественным продолжением развития несущих и толкающих сил задних ног и умения пользоваться этими силами. Но поскольку школьные прыжки культивируются в очень узком кругу и требуют таких качеств, которые очень редки и не очень связаны с движением вперед, то понятно, что ФЕИ никогда не включало их в свои программы.

Для всадника эти прыжки являются интересной пробой равновесия и крепости посадки. Они исполняются всегда в седле, от которого стремена отстегнуты.

Обучение всадника происходит в Вене в той же последовательности упражнений, что и обучение лошади.

На освоение правильной посадки идут первые 6 - 12 мес и в это время ученики ездят только на корде. Следует езда на готовой лошади, обычно на лошади учителя, который так лучше всего может показать каждое упражнение. Через 2—4 года ученик способен выполнять на такой лошади все упражнения высшей школы, иногда его выпускают даже на представления. Но самому обучать лошадей ему позволят через 4 - 6 лет занятий, полный курс длится 6 - 8 лет. Вообще всадник продолжает учиться всю жизнь, даже его посадку регулярно улучшают и поправляют работой на корде. «Высшая школа верховой езды как мудрость жизни - она приобретается в зрелом возрасте», — писал директор Гандлер.

В Венскую школу принимают только с 18 лет и предыдущие занятия верховой ездой считают скорее минусом, чем плюсом. Одновременно в школе только 4 ученика (лошадей в школе 60, выступающая группа берейторов 12 человек). С каждым из них занимаются два тренера из числа выступающих берейторов. Ученик имеет двух лошадей — готовую, которая учит его, и молодую, которую он сам учит. Требования к ученикам строгие, довольно часто их просят уйти через несколько лет занятий.

Для сохранения традиционной методики подготовки лошадей ограничены средства управления. Например, в руке всадник может держать только деревянную палку, притом при езде на трензеле - во внутренней руке концом вниз; при езде с мундштучным оголовьем — в правой руке концом вниз, а при езде только на мундштуке — в правой руке концом вверх. Все упражнения и движения вырабатываются сначала только на трензеле, мундштук надевают только на «готовую» лошадь. На корде, в руках, в пилярах и на вожжах пользуются развязками и кавессоном, который давит на нос лошади. Шпоры применяют впервые на втором году обучения лошади, обычно после овладения боковыми движениями до обработки остановки.

Работу в руках считают классическим приемом, но им сейчас пользуются только на лошадях, которые уже освоили под всадником энергичное движение вперед и податливость и мягкость при хорошем контакте повода. В руках работают 5 - 7 мин на уроке, в основном при выработке пиаффе и школьных прыжков.

К принципам классической школы относится избегание любых пороков и отклонений от правильных движений. Если у лошади уменьшается мах или изменяется ритм естественных движений, работу считают неправильной. Большой проблемой остается уход лошадей за повод, так как липпицанские лошади очень склонны к этому.

Большой ошибкой считается также открытый рот у лошади. Это понимают как сопротивление, избегание контакта с поводом. Но и такие маленькие пороки, как беспокойные уши или хвост, замедляют часто процесс подготовки. Ведь главным условием, чтобы чисто работать и долго сохранять лошадь, называют в Вене всегда медлительность, умеренность, терпеливость.

«Вполне можно готовить лошадь высшей школы уже к 8-летнему возрасту, но такая лошадь скорее всего уже в 12 лет будет изношена», - пишет Подгайский. В Вене лошади выступают иногда до 30 лет. Конечно, сами последователи классической школы признавали, что абсолютно по классическим правилам лошади будут готовы к соревнованиям слишком поздно, а часто и никогда. Например, Штейнбрехт писал о пассаже и пиаффе: «Нормальной работой могут только отдельные особенно способные лошади в руках опытных и умелых всадников усвоит эти упражнения и только очень немногие из них подойти близко к идеалу». Искусство признает только таланты. Для современной верховой езды Венская школа дала основы выездки, сохранила и распространила культуру верховой езды.
Tags: животные, кино, лошади
Subscribe

  • Истории Аякса и Тори

    Размер имеет значение Когда я все же решила, что без эрделя мне жизнь не мила, то попала на выставку. И была неприятно удивлена тому, как они…

  • О Гонжище

    Лошадки открыли летний сезон – вышли в сад. В этом году позже, чем обычно, из-за того, что весны у нас практически не было. Но все равно хорошо.…

  • Сериальное. Father Brown

    Честно говоря, детективы Честертона мне нравились, однако всегда казались мрачноватыми. Может, просто наложилось на мое собственное эмоциональное…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Истории Аякса и Тори

    Размер имеет значение Когда я все же решила, что без эрделя мне жизнь не мила, то попала на выставку. И была неприятно удивлена тому, как они…

  • О Гонжище

    Лошадки открыли летний сезон – вышли в сад. В этом году позже, чем обычно, из-за того, что весны у нас практически не было. Но все равно хорошо.…

  • Сериальное. Father Brown

    Честно говоря, детективы Честертона мне нравились, однако всегда казались мрачноватыми. Может, просто наложилось на мое собственное эмоциональное…