Elsie (elsie_by) wrote,
Elsie
elsie_by

Categories:

Стэнфордский эксперимент Ф. Зимбардо

Он был известен также под названием «Стэнфордский тюремный эксперимент» (1971 год) и в качестве цели предполагал изучение пенитенциарной системы, а также ее влияние на вовлеченных в эту систему людей (заключенных и надзирателей). Эксперимент с "искусственной тюрьмой" не задумывался его создателем как нечто неэтичное или вредное для психики его участников, однако результаты повергли в шок общественность, а сам эксперимент был признан одним из самых чудовищных (но, как и эксперимент Милграма, в то же время необычайно информативных) в истории психологических исследований.

 

Известный психолог Филипп Зимбардо решил изучить поведение и социальные нормы индивидуумов, помещенных в нетипичные для них условия тюрьмы и вынужденных играть роли заключенных или надзирателей. Для этого в подвале факультета психологии оборудовали имитацию тюрьмы, а студентов-добровольцев в количестве 24 человек разделили на "заключенных" и "надзирателей".
Предполагалось, что "заключенные" изначально помещены в ситуацию, в ходе которой они будут испытывать личностную дезориентацию и деградацию, вплоть до полной деперсонализации. "Надзирателям" не дали никаких специальных инструкций относительно их ролей, указали лишь на необходимость «поддерживать порядок».

Вначале студенты не очень-то понимали, каким образом им следует играть свои роли, но уже на второй день эксперимента все встало на свои места: восстание "заключенных" было жестоко подавлено "надзирателями". С этого момента поведение обеих сторон в корне изменилось. "Надзиратели" разработали специальную систему привилегий, призванную разобщить "заключенных" и поселить в них недоверию друг к другу – поодиночке они не так сильны, как вместе, а значит, их легче "охранять". "Надзирателям" стало казаться, что "заключенные" в любой момент готовы поднять новое "восстание", и система контроля ужесточилась до крайней степени: "заключенных" не оставляли наедине с собой даже в туалете.
В результате "заключенные" стали испытывать эмоциональные расстройства, депрессию, беспомощность. Через некоторое время навестить "заключенных" пришел "тюремный священник". На вопрос, как их зовут, "заключенные" чаще всего называли свои номера, а не имена, а вопрос, как они собираются выбираться из тюрьмы, приводил их в тупик.

К ужасу экспериментаторов оказалось, что "заключенные" абсолютно вжились в свои роли и начали ощущать себя в реальной тюрьме, а "надзиратели" испытывали вполне себе настоящие садистские эмоции и намерения по отношению к "заключенным", еще несколько дней назад бывшим их добрыми друзьями. Казалось, обе стороны абсолютно забыли, что все это – всего лишь эксперимент.

Хотя эксперимент был запланирован на две недели, он был прекращен досрочно, всего через шесть дней по этическим соображениям.
В данном случае, в отличие от эксперимента Милграма, например, не использовался обман, испытуемые совершенно определенно знали, в чем суть исследования, и все же он оказал огромное влияние на их личности. Значит ли это, что в нас вообще нет никакого стержня, и любой добропорядочный человек, попав в экстремальные условия, способен на что угодно? К счастью, нет, это правило действительно не для всех. Но все же подобные результаты заставляют сильно задуматься…

Кстати, этот случай лег в основу фильма Оливера Хиршбигеля "Эксперимент" (2001). Правда, создатели фильма пошли еще дальше и додумали, что могло случиться, если бы это исследование не было прекращено «слишком рано».

Tags: жестокость, люди, психология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments